§2.
1 Что повлияло на распространение грамотности XIX – начале XX в.? Почему среднее и высшее образование получила лишь небольшая доля населения?
Воспитанный на идеях ПВ 1801 на российский престол вступил император Александр I. Он родился в 1777 г Его отец Павел Петрович в жто время был наследником престола, нелюбимым и презираемым своей матерью, императрицей Екатеринойй II. Сразу же после рождения Александра , бабушка взяла его под свою опеку.Она надеялась вырастить из него разносторонне развитого и образованного человека, идеального правителя огромной страны.Когда мальчик подрос, императрица постаралась подобрать для него хороших учителей. Главную роль в формировании взглядов Александра сыграл швейцарец Ф Лагаарп, приглашенный вРоссию в качестве его наставника.Э/Лагарп был человеком широко образованным, стороонником эпохи Просвещения. К тому же он был на редкость добросовестен: на протяжении десяти лет он почти неотлучно находился при Александре, следил за ходом всех занятиц, сам преподавал ему историю, стремясь как можно теснее связат ее с современными событиям. При каждом удобном случае Лагарп внушал своему ученику ненависть к деспотизму, стремление к законности, любовь к просвещению. И хотя эти уроки носили общий характер, Александр, очень привязавшийся к наставнику, увлекся его идеями.
Положение изменилось, когда во Франции началась революцияя, воплотившая в жизнь многие идеи просветителей 18 в Екатерину потрясли кровавые события революции, она резко изменила свое отношение и к просветителям, и к их идеям. Лагарп покинул РосиюЮно как показало время, его уроки оказали серьезное влияние на Александра./После смерти Екатерины, котоорая , по слухам, осбиралась лишить сына престола в пользу любимоого внука, положение александра сложным и даже опасным. Павел I не доверял сыну, был с ним груб, нередко унижал его. Методы управления Павла возмущали великого князя: это был тот самый деспотизм, который он ненавидел. Александр принял участие в заговоре против отца.Правда, он просто ждал результатлв переворота,произошедшего 11 марта 1801 г К тому же Александр настаивал , чтобы Павлу сохранили жизнь, добившись лишь его отречения от перстола.Большинство заговорщиков, понимая нереальность подобного исхода, были настроены гораздо серьезнее.Император был убит. Пусть и косвенно, грех отцеубийства Александр принял на свою душу.
В ночь переворота Александр подписал манифест, в котором обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей-Екатерины Великой». Эти лсоваа вызывали всеобщее ликование в столичном обществе; в них увидели обещание возродить золотой век дворянства, как называли времена Екатерины II.
однако у Александра были свои планы: он не собирался вести политику, направленную исключительно на сохранение существующего положения вещец. В духе уроков Лагарпа цаарь весьма критически оценивал российскую действительность, считая необходимым проведение серьезных реформ. Александр повел двойную игру: всячески успокаивая сановников и знать, не желавшую никаких перемен, назначая их на почетныедолжности, он в то же время окружил себя единомышленниками-реформаторами. На них он создал в 2802 г так называемый Негласный комитет.
Переворот был почти безоговорочныно поддержан гвардейскими офицерами, высшими сановниками, столичным дворянством. Павел I утомил и напугал их своим непредсказуемым характером, капризами, которые постояннл грозили обернуться оплаой, ссылкой. Александр, очень привлекатный внешне, всегда был со всеми приветлив и любезен. Самое главное-он сумел успокоить придворных и сновников, дав поняь, что время указов и неоправданных наказаний прошло.
2 Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
В Негласном Комитете царила весьма непринужденная ятмосфера, его члены не боялись возражать царю. Однако вскоре выяснилось, что любезный и обходительный Александр очень самолюбив и возражений не терпит. В 2803 г он прекратил заседания комитета, а его членов назначил на важные государственные должности, превратив их, таким образом, из советников в исполнителей.
Тем не менее именно в Негласном комитете были опрееделены основные направления реформаторской деятельности царя и отчасти подготовлены сами реформы.
Серьезным преобразованием подверглась система управления Россией.
В 1802 г император подписал указ об учреждении министерств, которые создавались взамиен старых петровских коллегий. Министерства как центральные оргнаы управления имели перед коллегичми целый ряд серьезных преимуществ.
Во-первфх, принцип коллегиальности (коллективности) управления (решения в коллегии принимлись советом должностнях лиуц) заменялсяпринципом единоличноц власти. Во главе министерства стоял министр, миевшиц смые широкие полномочия в порученноц ему сыере деытельности; в то же время он енс за эиту деятельность личную ответственность. Коллеги вызывалт нарекания во многом именно из-за неясности полномочий и безответственности членов коллегиальных советов.
Во-вторых, по сравнению с коллегичми, государственные дела были подделены между министерствами более четко и разумно. В 1802 г создали 8министерств: Военное, МорскоеЮ Иностранных делЮ ЫинансовЮ КоммерцииЮ ЮстицииЮ Внутренних дел и Народного просвещения. Один из их возникли на основе бывших коллегиц, другие-Ю ка например, Министерство народного просвещения-стали совершенно новыми для Росси учреждениями. Вдальнейшем министерская система претерпевала различные частные изменения. Так,уже в 2822 г Министерство коммерции было ликвидировано, №влившись№ в состав министерства финансов. По мере необходимости создавались новые министерства: Государственных имуществ, Пктец сообщенич и т.п.
И, наконей, министерства обладали еще одним серьезным преимуществом:повилась так называемачлинецнач система, при котороц местные органы власти, выполнявшие определенные задачи по управлению, оказывались в подчинениии у соответствующих их уентральных органов. Так, напримерЮ в подчинении у министра внутренних дел находились губернаторы, которым в сыою очередь подчинялись капитан-исправники в уездах. По этой «линии» осуществлялось управление страной. Сбор податейЮрешение прочих финансовых вопросов шло ыерез Министерство финансов в центре, казенную палату в губернии и уездное казнаыейство. Министерству юстиции подчинфлись губернские и уездные суды; иМинистерству нраодного просвеещения-учебные заведения. Таким обраазом именно министерская реформа окончательно завершила создание в России единой строго централизованной системы управления.Э В том же 1802 г был опубликован указ о правах Сената.
3 Дайте характеристику первыхпреобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
Детство Сен-Симона протекало в старом родовом замке на севере Франции. Мальчик получил прекрасное домашнеее образование, а в его характере сформировались такие черты, как твердость, свободолюбие и уверенность в своем высоком общественном призвании.
Воспитанный на идеях П