Перейти к содержимому

4 класс. Развитие речи. Урок 6

    Практическое задание к уроку 6 по развитию речи в 4 классе.

    Работа с текстом

    Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

    Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом.

    Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей как будто помолодевшие ели и сосны. Они освежены холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

    Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. Но листья эти жёсткие и хрупкие в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.

    (С. Аксаков)

    1. Прочитай текст.

    2. Определи тему текста. Найди ключевые слова и словосочетания, которые раскрывают тему.

    Тема: Глубокая осень. 

    Ключевые слова: глубокая осень; низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны сады, рощи и леса; всё видно насквозь, деревья облетели; увядшие листья; холодным воздухом, мелкими дождями и влажными туманами; устлана земля листьями; листья жёсткие и хрупкие в морозы.

    3. Определи тип текста. Как ты думаешь, текст Сергея Аксакова – это описание осеннего леса или повествование о каких-то событиях из жизни леса?

    Описание. Это описание осеннего леса.

    4. Используя текст, допиши недостающие в схеме слова.

                берёзы увядшие и желтоватые.
    листья  в сырую погоду мягкие и пухлые.
                в морозы жёсткие и хрупкие

    5. Выпиши из первого абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.

    Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. 

    6. Запиши, с чем сравнивает автор мелкие осенние дожди.

    Мелкие, как пар, дожди.

    7. Составь словосочетания, используя текст.

    ели (какие?) — помолодевшие 

    туманами (какими?) — влажными
                   (какими?) — ночными 

    вскакивают (от чего?) от шороха

    8. Образуй из двух слов одно. Выдели корни в словах.

    Образуй из двух слов одно. Выдели корни в словах.

    9. Спиши предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Разбери предложение по членам и частям речи.

    По синему небу проплывают низкие тяжёлые облака.

    10. Впиши в клеточки имена прилагательные, используемые автором в тексте.

    Листья разных цветов

    Р А З Н О Ц В Е Т Н Ы Е

    Листья светло-жёлтого цвета

    Ж Е Л Т О В А Т Ы Е

    Куда не проникал глаз…

    Ч Е Л О В Е Ч Е С К И Й

    11. Какая часть текста подтверждает, что рассказчик — хороший охотник?

    Последняя часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник. Он наблюдательный человек. 

    12. Можно ли из текста понять, какой воздух в осеннем лесу? Какое там освещение? Какие краски?

    Воздух холодный, прозрачный. Лес освещён лучами осеннего солнца. Краски осеннего леса: “желтоватые листья, блистающие золотом”, “яркая… красноватая сеть берёзовых ветвей”, вечнозелёные ели и сосны, “устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями”. 

    13. С каким живописным произведением можно сравнить этот текст: с пейзажем, с портретом, с натюрмортом? 

    С пейзажем.

    14. Объясни значение слова «глубокая» (осень) в первом предложении.

    Глубокая (осень) — поздняя.

    15. Отметьте правильный ответ. Буква о пропущена в словах группы:

    1) …сень, …блака;

    2) пр…зрачны, ст…новятся;

    3) р…щи, н…сквозь.

    ← Предыдущее          Следующее →

    Все уроки

    4.8/5 - (70 голосов)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *