Практическое задание к уроку 6 по развитию речи в 4 классе.
Работа с текстом
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей как будто помолодевшие ели и сосны. Они освежены холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. Но листья эти жёсткие и хрупкие в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
(С. Аксаков)
1. Прочитай текст.
2. Определи тему текста. Найди ключевые слова и словосочетания, которые раскрывают тему.
Тема: Глубокая осень.
Ключевые слова: глубокая осень; низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны сады, рощи и леса; всё видно насквозь, деревья облетели; увядшие листья; холодным воздухом, мелкими дождями и влажными туманами; устлана земля листьями; листья жёсткие и хрупкие в морозы.
3. Определи тип текста. Как ты думаешь, текст Сергея Аксакова – это описание осеннего леса или повествование о каких-то событиях из жизни леса?
Описание. Это описание осеннего леса.
4. Используя текст, допиши недостающие в схеме слова.
⇒ берёзы увядшие и желтоватые.
листья ⇒ в сырую погоду мягкие и пухлые.
⇒ в морозы жёсткие и хрупкие.
5. Выпиши из первого абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.
Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
6. Запиши, с чем сравнивает автор мелкие осенние дожди.
Мелкие, как пар, дожди.
7. Составь словосочетания, используя текст.
ели (какие?) — помолодевшие
туманами (какими?) — влажными
(какими?) — ночными
вскакивают (от чего?) от шороха
8. Образуй из двух слов одно. Выдели корни в словах.
9. Спиши предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Разбери предложение по членам и частям речи.
По синему небу проплывают низкие тяжёлые облака.
10. Впиши в клеточки имена прилагательные, используемые автором в тексте.
Листья разных цветов
Р А З Н О Ц В Е Т Н Ы Е
Листья светло-жёлтого цвета
Ж Е Л Т О В А Т Ы Е
Куда не проникал глаз…
Ч Е Л О В Е Ч Е С К И Й
11. Какая часть текста подтверждает, что рассказчик — хороший охотник?
Последняя часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник. Он наблюдательный человек.
12. Можно ли из текста понять, какой воздух в осеннем лесу? Какое там освещение? Какие краски?
Воздух холодный, прозрачный. Лес освещён лучами осеннего солнца. Краски осеннего леса: “желтоватые листья, блистающие золотом”, “яркая… красноватая сеть берёзовых ветвей”, вечнозелёные ели и сосны, “устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями”.
13. С каким живописным произведением можно сравнить этот текст: с пейзажем, с портретом, с натюрмортом?
С пейзажем.
14. Объясни значение слова «глубокая» (осень) в первом предложении.
Глубокая (осень) — поздняя.
15. Отметьте правильный ответ. Буква о пропущена в словах группы:
1) …сень, …блака;
2) пр…зрачны, ст…новятся;
3) р…щи, н…сквозь.
← Предыдущее Следующее →