Перейти к содержимому

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №1, упр. 100, с. 52

    100. Прочитайте и сравните два текста. В каком из них описание внешности используется язык художественной литературы, а в каком — официально-деловой стиль? Прочитайте каждое из этих описаний с интонацией, соответствующей ситуации. Спишите первый текст. Устно докажите, что выделенные слова — причастия.

    • Из второго текста выпишите слова с пропусками и со скобками.

    • Во втором тексте найдите устаревшие слова.

    1. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки. Я ещё раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чиркáх ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машинку, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

    (В. Распутин)

    2. Исправник* вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностью и стал читать нараспев:

    «Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам* бывших его дворовых* людей.

    От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.

    Приметы особые: таковых не оказалось».

    — И только? —  сказал Кирила Петрович.

    — Только, — отвечал исправник, складывая бумагу.

    — Поздравляю, господин исправник. Ай да бумага! По этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. 

    (А. Пушкин)


    В первом тексте в описании внешности используется язык художественной литературы, а во втором — официально-деловой стиль.

    Устаревшие слова: 

    исправник, по сказкам, дворовых (людей).


    Орфограммы:

    бумаги (1-е скл, Р. п.) — правописание безударных окончаний имён существительных;

    нараспев — правописание приставок на -з/-с;

    приметы — гласные в приставках ПРЕ-/ПРИ-;

    оказалось (кáжется), сказал (скáжет), поздравляю (поздрáвить) — проверяемый безударный гласный в корне слова.


    Выделенные слова — причастия. Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?)

    с разбитым (лицом) — то, которое разбили;

    застиранном (пиджачишке) — то, которое застирали;

    в перешитых (галифе) — те, которые перешили;

    заправленных (штанах) — те, которые заправили.

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.

    Ответы по русскому языку. 7 класс

    4.4/5 - (18 голосов)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *