100. Прочитайте и сравните два текста. В каком из них описание внешности используется язык художественной литературы, а в каком — официально-деловой стиль? Прочитайте каждое из этих описаний с интонацией, соответствующей ситуации. Спишите первый текст. Устно докажите, что выделенные слова — причастия.
• Из второго текста выпишите слова с пропусками и со скобками.
• Во втором тексте найдите устаревшие слова.
1. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки∗ марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки. Я ещё раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чиркáх ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машинку, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.
(В. Распутин)
2. Исправник* вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностью и стал читать нараспев:
«Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам* бывших его дворовых* людей.
От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.
Приметы особые: таковых не оказалось».
— И только? — сказал Кирила Петрович.
— Только, — отвечал исправник, складывая бумагу.
— Поздравляю, господин исправник. Ай да бумага! По этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского.
(А. Пушкин)
В первом тексте в описании внешности используется язык художественной литературы, а во втором — официально-деловой стиль.
Устаревшие слова:
исправник, по сказкам, дворовых (людей).
Орфограммы:
бумаги (1-е скл, Р. п.) — правописание безударных окончаний имён существительных;
нараспев — правописание приставок на -з/-с;
приметы — гласные в приставках ПРЕ-/ПРИ-;
оказалось (кáжется), сказал (скáжет), поздравляю (поздрáвить) — проверяемый безударный гласный в корне слова.
Выделенные слова — причастия. Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?)
с разбитым (лицом) — то, которое разбили;
застиранном (пиджачишке) — то, которое застирали;
в перешитых (галифе) — те, которые перешили;
заправленных (штанах) — те, которые заправили.
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.