Перейти к содержимому

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №1, упр. 210, с. 111 — 112

    210. Прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность. Подберите заголовок. С помощью каких средств автор передаёт восторженное состояние мальчика? Спишите два первых абзаца, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. К выделенному слову подберите синонимы. Остальные орфограммы объясните устно.

    Дивный мир подводного царства

    Петя решил на прощание наскоро выкупаться. Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл всё на свете.

    Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено6 в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна. Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом — стал нырять с открытыми глазами.

    Какое это было упоение!

    На глубине перед изумлённо раскрытыми глазами3 мальчика возник дивный мир подводного царства. Среди корней, рогами расставив страшные клешни, пробирался боком большой старый краб. Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. Пусть себе ползёт, невелика редкость. Гораздо интереснее казались морские коньки. Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника. Было бы безумием пропустить такой случай. 

    Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел на обрыве отца.

    (По В. Катаеву)


    Текст относится к художественному стилю.

    Автор передаёт восторженное состояние мальчика с помощью восклицательного предложения («Какое это было упоение!»), эпитетов («изумлённо раскрытыми глазами», «дивный мир», «любимое дело»), лексики, описывающей сильные эмоции («забыл всё на свете», «испустил вопль восторга», «упоение»).

    Бултыхнулся — плюхнулся, прыгнул.


    1. Колено6 — 1. Сустав ноги, соединяющий бедренную кость с берцовыми, а также часть ноги от этого сустава до таза2. мн. ч. коле́ни, разг. часть одежды (брюк, штанов, чулок и т. п.), прилегающая к коленному сгибу. 3. мн. ч. коле́нья, ботан. отдельное сочленение в стебле злаков, в стволе некоторых растений. 4. мн. ч. коле́нья  и  коле́на отдельное звено, отрезок в составе чего-либо, являющегося соединением таких звеньев, отрезков (чаще о том, что идёт или может идти ломаной линией) 5. мн. ч. коле́на изгиб криволинейного объекта; место сгиба или сочленения. 6. мн. ч. коле́на, перен., муз. отдельная часть, законченный мотив в пении, музыкальном произведении; отдельное, отличающееся от других место в пении птиц. 7. мн. ч. коле́на, муз. отдельное движение, комплекс движений, законченная часть рисунка танца, обычно выделяющиеся особой сложностью, эффектностью. 8. мн. ч. коле́на, перен., разг. неожиданный, необычный поступок. 9. мн. ч. коле́на, устар. и спец. звено в родословной, поколение. 10. биол. таксономический ранг в биологической систематике, стоящий в иерархии систематических категорий ниже семейства и выше рода.

    2. Многозначное слово.

    3. Прямое значение.

    4. Синонимы — коленка, сустав.

    5. Исконно русское.

    6. Общеупотребительное.

    7. Нейтральное.

    8. Активный словарный состав.

    9. Море по колено.


    еред)  глазами3 — сущ.

    I. Перед (чем?) глазами.
    Н. ф. — глаз.

    II. Пост. — нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.; непост. — Т. п., мн. ч.

    III. Перед (чем?) глазами.
                                        –––––––– 

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.

    Ответы по русскому языку. 7 класс

    3/5 - (2 голоса)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *