362. Прочитайте текст. О чём он? Определите тип речи и стилистическую принадлежность текста. Озаглавьте его. Какую роль выполняют в тексте глаголы? В форме какого времени они употреблены? Почему? Выпишите словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов. Два—три предлога разберите письменно, остальные устно. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Над какими видами орфограмм вы работали?
Над морем
Из обоих окон мне видно было море. Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают, только брызги, как дым, поднимаются да стон носится в воздухе. Фрегат* взберётся на голову волны, дрогнет там на гребне, потом упадёт на бок и начинает скользить с горы, спустившись на дно между двух бугров, выпрямится, но только затем, чтоб тяжело перевалиться на другой бок и лезть вновь на холм.
(И. Гончаров)
Тип текста – повествование. Стиль – художественный. Варианты заголовка – «Над морем», «Стихия моря».
Глаголы передают движение морской стихии и фрегата; перечисление однородных глаголов-сказуемых создаёт основу повествования, его остов. Глаголы, передающие движение моря, употреблены в настоящем времени: встают, падают, опять встают, поднимаются, носится. Большинство глаголов стоит во множественном числе, подчёркивая могущество морской стихии.
Глаголы, передающие движение фрегата, употреблены, главным образом, в будущем времени: взберётся, дрогнет, упадёт, выпрямится. Эти глаголы передают напряжённое, трудное движение фрегата. Форма будущего времени не имеет значения «будет происходить», она означает в данном случае повторяющееся действие в прошлом. Такая форма позволяет приблизить читателя к повествованию, помочь ему ярче представить картину.
Основные художественные приёмы – метафора и олицетворение. Морские гигантские волны метафорически названы «холмами с белым гребнем», с помощью глаголов движения и метафорических существительных (с воем, стон, на голову волны) достигается олицетворение моря. Живым существом представляется и фрегат, упорно преодолевающий бесконечно долгий морской путь. Довершает картину сравнение брызги, как дым, понимаются; оно делает образ ещё объёмнее, воздушнее.
Синтаксические приёмы – повторы (встают, падают, опять встают) и ряды однородных сказуемых тоже играют важную художественную роль: создают ощущение протяженности времени, бескрайности моря.
Словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов:
видно из окон, холмы с гребнем, толкая с воем, носится в воздухе, взберётся на голову, дрогнет на гребне, упадёт на бок, скользить с горы, спустившись на дно, спустившись между бугров, перевалиться на бок, лезть на холм.
Орфограммы:
встают, упадёт, скользить — безударный гласный в корне слова;
поднимаются, носится, перевалиться — правописание -ться/-тся в возвратных глаголах;
взберётся — правописание слов с чередованием гласных букв в корне;
дрогнет, выпрямится — правописание безударных личных окончаний глагола;
лезть — правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
II. Морф. призн.: прост., непр., неизм.
III. Не является членом предложения.
II. Морф. призн.: прост., непр., неизм.
III. Не является членом предложения.
← Предыдущее | Следующее → |