47. Внимательно рассмотрите репродукцию картины В Васнецова «Баян»(см. цветную вклейку), ответьте на вопросы и выполните задания.
3. Как вы полагаете, что хотел передать автор картины?
4. В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?
5. Опишите главного героя картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица).
6. Обратите внимание на выражение лиц слушающих его людей. Как вы думаете, кто эти слушатели?
7. Какой фон у картины? Опишите небо, землю. Обратите внимание на цвет плащей дружинников и одежды певца. Какие тона преобладают в картине? С чем, с вашей точки зрения, это связано?
8. Используя фрагементы текста «Слово о полку Игореве», посвященные Баяну и древнерусским воинам, напишите сочинение по картине В. Васнецова «Баян». Какие историзмы вы можете использовать в описании картины В. Васнецова?
Картина В. Васнецова «Баян» посвящена событиям «Слова о полку Игореве». Её сюжет может быть связан с битвой на «реке кровавой, на Каяле». События, изображенные на картине, происходят в период феодализма на Руси, когда государство имело раздробленную и ослабленную структуру. Готовясь к приближающему бою, воины слушают сказителя с гуслями. Я полагаю, что автор картины хотел передать, как певец вдохновляет дружину Игоря на битву с половцами.
Можно предположить, что старец с гуслями – сказитель Баян, так как это историческая личность появляется в строках «Слова о полку Игореве»: «Тот Баян, исполнен дивных сил», «Баян… персты он подымал».
Боя́н, Баян — имя или нарицательный термин, упоминающийся в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине».
Баян является главным героем картины, внимание всех воинов приковано к нему. Одежда рассказчика – лапти и туника – передаёт образ народного сказителя, выделяющейся на фоне воинов в кольчугах. Выражение лица Баяна говорит о том, что он полностью сконцентрирован на своём повествовании, сопровождаемом игрой на гуслях. Жестикулируя рукой, сказитель показывает важность своего повествования. Слушающие его воины, полностью прониклись атмосферой сказаний.
На картине изображена княжеская дружина, набирающаяся сил перед сражением. Воины помещены в центр картины, слепой гусляр скромно занимает место с краю, ведь в предстоящем бою главную роль предстоит играть не ему, а защитникам русской земли. Лица воинов напряжены, а тревожные закатные цвета подчеркивают ощущение грядущей грозы.
Все на картине говорит о надвигающейся решительной битве — чистые парадные одежды Князя и его воевод, суровые выражения их лиц, боевое вооружение воинов. Усиливают тревожное впечатление умело переданный художником ветер и мастерски положенные на пейзаж отсветы уходящего дня. Фон бледен, он не отвлекает от происходящего. В одежде воинов преобладают чёрные, красные и серые тона, составляющие мрачное впечатление близкой битвы. Баян одет в белую тунику. Автор не ставит перед собой задачи изобразить предстоящее событие в исключительно мрачном свете – на защищенном от ветра склоне холма художник написал несколько зеленых веточек, символизирующих жизнь и надежду. Порываемые ветром тучные облака на фоне серого неба привносят в картину дополнительное напряжение.
В картине преобладают красные, зеленоватые и серые тона. Это передаёт тревогу, дым и огонь приближающейся битвы с половцами на реке Каяле.
← Предыдущее | Следующее → |