Перейти к содержимому

Бархударов 9 класс. Учебник, Упражнение 58, с. 28-29

    58. Разделитесь на группы. Прочитайте фрагменты письма Н. Заболоцкого литературоведу Н. Степанову. Какие языковые средства использует поэт для оценки «Слова о полку Игореве»? Приведите примеры «страстных, образных формул» самого автора письма. Найдите в тексте метафоры. Выпишите словосочетания, предложения, которые, по вашему мнению, наиболее точно отражают внутреннее состояние автора этого письма. Поясните свой выбор участникам других групп.

    На днях я закончил черновую редакцию перевода «Слова о полку Игореве».

    Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, но не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит — это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская.

    Есть в классической латыни литые, звенящие, как металл, строки: но что они в сравнении с этими страстными, невероятно образными, благородными древнерусскими формулами, которые разом западают в душу и навсегда остаются в ней! Читаешь это слово и думаешь: «Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком!»

    Мой перевод — конечно, спорное, так как, будучи рифмованным и тоническим, он не может быть точным и, конечно, внесёт некоторую модернизацию. Здесь чутьё и мера должны сыграть свою роль. Я счёл бы задачу решённой, если бы привнесённые мной черты не противоречили общему стилю, а современный стих звучал достаточно крепко, без переводной вялости «жвачки». Это сделать тяжело.


    Какие языковые средства использует поэт для оценки «Слова о полку Игореве»?

    Эпитеты: величайшего благоговения, золотые сечения, нежной дикости, и т. д.; метафоры: собор нашей древней славы, осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, загадочное здание, ; сравнения: звенящие, как металл, строки; фразеологизмы: западают в душу.

    Примеры «страстных, образных формул»:

    Я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. Одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных памятников. Это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская.

    «Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком!»

    Метафоры:

    Собор нашей древней славы; трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут; загадочное здание.

    Словосочетания, предложения, которые отражают внутреннее состояние автора:

    Я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо… Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных памятников… Читаешь … и думаешь: «Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком!»

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 9 класс. Учебник. Бархударов С.Г.

    Ответы по русскому языку. 9 класс

    Понравилось? Оцени!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *