63. Изложение. Прочитайте фрагмент статьи известного русского философа XX в. И. Ильина. Докажите, что это текст. Объясните членение текста на абзацы. Определите стилистическую принадлежность текста и тип речи. Какие выразительные средства использует автор? Составьте план текста. Напишите изложение по этому тексту, выразив своё отношение к родному языку. Определите значение выделенных слов и объясните употребление их в тексте.
Ещё один дар дала нам наша Россия, это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она — наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нём — вся поющая русская душа: эхо мира, и стоны человеческие, и зерцало божественных видений2.
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык.
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу Родину.4
Стиль текста – публицистический.
Это текст, так как он состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Абзац, разрывающий единое синтаксическое целое, исполняет акцентную роль, когда важным считается выделение отдельных звеньев общей структуры, частных деталей в описании, в раскрытии той или иной темы.
Тип речи: рассуждение.
Автор использует эпитеты для слова «Язык«, для того чтобы придать эмоциональную и смысловую нагрузку. Также для вызывания эмоций и внимания читателей, Ильин употребляет метафору «гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков», можно увидеть в начале каждого предложения акцент на слова «В нём…«.
Изложение
Ещё один дар нам дала наша Россия — наш дивный, могучий язык.
В нём вся она — наша Россия. В нём все её дары: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и стихийность, и нежность, и простота, и размах, и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём громы, звериные рыки, плески воды. В нём — вся поющая русская душа.
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык.
Горе нам, что не умели беречь наш язык и бережно растить его! Не любить его — значит не любить и не блюсти нашу Родину.
Наш язык, как мне кажется, один из самых красивых и выразительных языков в мире. На нём созданы лучшие произведения мировой литературы. Он самобытен. Нельзя русскому человеку не знать родного языка!
инф. инф. инф.
Не любить его, не блюсти его — значит не любить и
––– –––
не блюсти нашу Родину.4
~~~~ –––––––
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными подлежащими и сказуемыми)
Зерцало – зеркало.
Риза – 1) Облачение, одежда священника при богослужении; 2) Оклад на иконе.
План:
1. Дивный, могучий язык.
2. В языке вся Россия и русская душа.
3. Это язык национального характера.
4. Не любить его — значит не любить Родину.
5. Моё отношение.
← Предыдущее | Следующее → |