Ответы к стр. 109 — 110
- Раздели текст сказки на части, составь план.
План:
1. Подводное царство.
2. День рождения русалочки.
3. Первая встреча с принцем.
4. Спасение принца.
5. Русалочка наблюдает за принцем.
6. Разговор с бабушкой.
7. Русалочка у ведьмы.
8. Плата за помощь ведьме.
9. Принц спас русалочку.
10. Свадьба принца.
11. Смерть русалочки.
- Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.
Невиданные деревья и цветы с гибкими стеблями и листьями, снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе, дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины, они то открываются, то закрываются, и это очень красиво, в каждой сияющие жемчужины.
- На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Запиши, какой текст у тебя получился (повествование, описание или рассуждение).
Подводный мир описывается подробно, захватывающе, с обилием фантастических элементов. Несмотря на некоторое сходство с земной поверхностью, морское дно в корне отличается от земли, и здесь людям жить просто невозможно: «…там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины. Они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины…». Описание.
- Перечитай в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.
Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса; волны вздымались огромными чёрными горами; корабль стонал и трещал; подалась под ударами волн толстая обшивка бортов, волны захлестнули корабль; переломилась пополам, как тростинка, мачта; корабль лёг на бок, и вода хлынула в трюм; на минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния; каждый спасался как мог.
- Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.
…Как он выехал опять да во синё море,
Как на синем море встали да червлёны корабли –
Их волной-то бьёт и паруса-то рвёт,
И ломает червлёные кораблики,
Не идут с места червлёны корабли!»
- Сравни, чем различаются описания.
Описание бури в былине весьма лаконично. Авторское описание бури отличается от народного, былинного яркостью, подробным красочным описанием, производит ужасающее впечатление, возникает чувство тревоги за персонажей.
- Сравни главного героя сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод, запиши.
√ Есть связь с волшебным миром или миром животных.
√ Имеет волшебное средство или помощника.
√ Герой добрый и храбрый.
Герои готовы к самопожертвованию ради любимого или ради Отечества.
- Придумай другой конец сказки. Запиши.
Принцу приснился сон, что русалочка заговорила и рассказала ему, как сильно любит его, как каждый миг страдает, ступая по земле, словно по обнажённому лезвию, какое волшебство и богатство на него променяла. Она сказала во сне, что именно она спасла его во время кораблекрушения. Русалочка спела ему волшебные русалочьи песни своим прекрасным голосом. После пробуждения от сна, принц полюбил русалочку так, что забыл отца и мать.
— Я люблю тебя, — сказал принц русалочке. — У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех и ты спасла мне жизнь! Только одну тебя в целом мире мог бы я полюбить! Моя счастливая звезда послала мне тебя. Никогда я не расстанусь с тобой!
У русалочки на глазах заблестели слёзы. Они поженились и жили долго и счастливо.
Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.