Стр. 24 ГДЗ История. 9 класс. Юдовская
Вопросы:
1 1 Что такое демографическая революция? Каковы ее причины и социальные последствия?
2 2 Какие социальные причины повлияли на урбанизацию? Какими темпами увеличилось население города?
3
4 Какой сектор экономики преобладает в России: а) первичныйй; б) вторичный; в) третичный?
1 Что такое демографическая революция? Каковы ее причины и социальные последствия?
Демографическая революция. В траадиционном обществе население росло очень медленно. Это было связано с высокой смертностью и общим недостатком средств к существованию из-за слабого развития экономики. Если в Азии и Африке та же картина сохранялась на протяжении всего XIX века, то в Европе население увеличивалось фантастическими темпами.
В основе происходящих изменений лежало активное влияние на развитие общества процессов модернизации. Промышленная революция поставила экономику на новый уровень и дала людям новые жизненные шансы. Постепенно разрушались сословные и правовые препятствия для вступления в брак людей разного сословного и экономического положения. Изменения в сознании заставили иначе относиться к детям, уделять им больше внимания и заботы. Меньший урон наносили войны. Особую роль сыграла медицина.
Посмотреть еще ответ на этот вопрос
2. Какие социальные причины повлияли на урбанизацию? Какими темпами увеличилось население города?
Демографическая революция. В традиционном обществе население росло очень медленно. Это было связано с высокой смертностью и общим недостатком средств к существованию из-за слабого развития экономики. Если в Азии и Африке та же картина сохранялась на протяжении всего XIX века, то в Европе население увеличивалось фантастическими темпами.
В основе происходящих изменений лежало активное влияние на развитие общества процессов модернизации. Промышленная революция поставила экономику на новый уровень и дала людям новые жизненные шансы. Постепенно разрушались сословные и правовые препятствия для вступления в брак людей разного сословного и экономического положения. Изменения в сознании заставили иначе относиться к детям, уделять им больше внимания и заботы. Меньший урон наносили войны. Особую роль сыграла медицина.
Огромный рост численности населения в невиданных масштабах увеличил пространственную мобильность людей. Усилению разного рода миграций способствовала транспортная революция, а также процессы демократизации, давшие людям большую свободу решений.
Первым последствием демографической революции стал пауперизм, т.е. катастрофическая массовая бедность.
Спасением стало развитие машинного производства. С середины XIX многие находили многие находили работу на фабриках. Таким образом, демографический взрыв, столь болезненный для многжества людей, стал важным условием промышленной революции, предложив ей огромныое количество сввободных рабочих рук.
Двумя взаимосвязанными процессами были массовый отток населения из деревни, а также урбанизация, т.е. рост городов. С одной стороны, в связи с увеличением эффективности сельского хозяйства оно уже не нуждалось в прежнем количестве рабочих рук. С другой стороны, индустриализация предлагала рабочие места и новые жизненные возможности в городе. Результатом стал быстрый рост городов.
Поделенные на замкнутые сословия землевладельцы, крестьяне и небольшая торгово-ремесленная прослойка городских жителей – так выглядела социальная структура общества на протяжении многих веков.
В соответствии с изменениями роли сельского хозяйства в экономике происходило сокращение удельного веса и социальной значимости некогда ведущих сил общества – дворянства и крестьянства. По мере развития индустриализации численность крестьян постоянно сокращалась. Многие уходили в горол. В деревне происходило расслоение.
5 Почему главной социальной проблемой конца XIX – начала XX века был рабочий вопрос?
В соответствии с изменениями роли сельского хозяйства в экономике происходило сокращение удельного веса и социальной значимости некогда ведущих сил общества – дворянства и крестьянства. По мере развития индустриализации численность крестьян постоянно сокращалась. Многие уходили в горол. В деревне происходило расслоение.
Появление и бысрое увеличение численности наемных промышленных работников стало одним из самых важных социальных последствий промышленной революции. Вплоть до последних десятилетий XIX века положение рабочих было крайне тяжелым из-за продолжительного рабочего дня (12-16 ч), массового травматизма и смертности на производстве, низкой заработанной платы, плохих жилищных условий. Недостаточное питание и профессионаальные заболевания сказывались на физическом развитии рабочих.
4. В чем суть метода моделирования?
Как у любой науки, у биологии есть свои собственные методы исследований. Этих методов очень много. Некоторые из них возникли очень давно, а другие стали возможными только с появлением современных технологий. Старейшим методом биологии можно назвать наблюдение.
§2.
1 Что повлияло на распространение грамотности XIX – начале XX в.? Почему среднее и высшее образование получила лишь небольшая доля населения?
Детство Сен-Симона протекало в старом родовом замке на севере Франции. Мальчик получил прекрасное домашнеее образование, а в его характере сформировались такие черты, как твердость, свободолюбие и уверенность в своем высоком общественном призвании.
Воспитанный на идеях Просвещения и на опыт американской революции, Сен-Симон с радостью принял события 1789 г.
Сен-Симон был уверен в том, что только знания могут способствовать переустройству общества. Его модель общества – «промышленная система», в которой расцвет науки, искуств и ремесел обеспечит разввитие производства, где труд обязателен для всех.
Одним из главных завоеваний XIX в. являлось распространение началього образования и почти полная ликвидация неграмотности вво многих странах Европы и США.
Романатики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной мечты прекрасной, в которой видели царство добра, и искренности. Поэтизируя прошлое,романтики уходили от децствительности в мир старинных легенд, народных сказок. Идеальным казалось Средневековье с его культом рыцарства и служения Прекорасной даме, не испорченной цивилизацияей жизнь первобытныых народов или экзотические ввосточные страны.
В 30-е годы еще более отчетливо проступают черты индустриального общества, и в этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления – критического реализма.
Реалисты пытаются понять современое общество, вскрыть причины уродливых явлений жизни, отобразить окружающие во всей неприглядности и остроте конфликтов. К необходимости взглянуть «трезвыми глазами» на происходящее, вернуться из страны романтических фантазий подталкивает и рост демократического движения. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общесьва. Человек немыслим вне социальной среды, даже если ненавидит ее, борется с ней. Искусству они отводили роль критика тайных и явных пороков, связывали с ним нажежды на оздоровление человечества
Это произошло не сразу. На протяжении многих веков грамотными были верхи общества, котррые использовали грамотность для укрепления своей власти. При этом низы сами не слишком стремиллись к образованию, поскольку оно мало что давало им в обыденой жизни. Реформация подтолкнула людей к самостоятельному чтению религиозных текстов, а затем Просвещение постепенно начало менять отношение к образовнию. Однако качественный поворот в развитии грамотности произошел имнно в XIX в. – она приобрела массовый характер. Причиной этому стали перемеы в жизни общества и в экономике. Грамотность отныне приносила очевидную практическую пользу. Работать на сложном станке, быть машинистом паровоза иили служащим в банке могли только грамотныые люди.
Проверьте себя.
2 Благодаря каким фаторам люди стали больше читать?
Глубокий интерес к внутреннему миру человекапроявил и современник великого испанца теодор Жерико. Главное творчество В 11830 г. Художник закончил полотно «СввободаЮ ведущая народ», остающееся на все времена ромнтическим симвовлом революционныз бурь. Сквозь кровь, страдания и смерть прекрасная женщина с трехцветным знаменем в руек увлекает за собой людей к победе. В толпе видны вооруженные бедняки,о битателт трущоб, студент, маленький Гаврош с пистолетами. «Марсельезой французской живописи» называл
Сосредотачивая внимание на гуманиьарной стороне человеческой драмы.
и картину современникиЮ а власти объявили Делакруа опаныым художником.
Под влиянием искусства Жерико складывается характео его лруга Эжена Делакруа. Картины этого художника полны смятения, тревоги. Кумиром юности Делакруа был Байрон. Сцены из «Паломничества Чайльд Гарольда» вдохновляют его на создание момнументального полотна «Резня на Хиосеэ2, на котором изображен трагический эпизод борьбы греческог о народа потиа турецкого ига. Выставление в Салоне, оно произвело сенсацию.
Но еще больше мятежныи оказался Оноре Домье – представитель критического реализма в живописи. Он начал как каракатурист, делал для журналов саатирические зарисовки политических деятелей и самого «короля лавочников» Длуи Филипа с головой, похожей на груушу. Литографии Домье мгновенно раскупалисьЮ они были известны всем.Во второй половине века в художественных произведениях сильнеее звучат обличительные мотивы, под огонь критики попадает вся художественнпя система. Искусство стремится выявить законы развития общества. Для открытия медицины, биологии, социальных наук. Реалисты углубляют представления творцов культуры первой половины века о формирующем влиянии на человека обществе, средcnв, с одной стороны, и биологического начала, наследственности – с дрeгой. Некоторые реалисты механически переносили законы, существующие в природе, на общеcтво людей. Сторонники таких взглядов называли себя натуралистами.
Натурализм поднял темы, считавшиеся неприличными и запретными, — уродливые стороны бытия, жизнь людей, среда, нарисованная с фотографической точностью, — малозначительные факты.
Мелочи бытия, окружающие героев детали. На всеобшее обозрение выставлялись неприглядныая изнанка жизни. Это воспринималось как вызов общественной системе.
В конце 20-х гг в европейской литературе появляются новые имя — Виктор Гюго. Вокруг него в поисках новых путей в искусстве сплотились многие французские поэты, художники, музыканты. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери».
Поэт стремился вырваться из этих душных оков, мечтал о свободе духа, возможности говорить смело, искренне проявлять свои чувства. Гейне полон любви, которая для него сотавляет не только счастье, но и саму жизнь. Этими ощущениями пронизан первый сборник стихов, принесший ему славу молодому авторую «Книга песен» — история любви юноши, подобного самому Гейне, который изливает в стихах боль неразделенного чувства, обращается к равнодушной возлюбленной с мольбой, раскрывая ей тайны души.
Жизнь французского общества первой половины века полно всесторонне раскрыта в произвеелениях писателей, чей бронзовый памятник, установленный в Париже, поражает своей мощью. Долгие годы Оноре де Бальзак как одержимый работал над объединяющей более ста произведений «Человеческой комелией», стремиясь запечатлеть «всю социальную десйствительность, познать сущность современного общества.
Около двух тысяч героев населяют «Человеческую комедию», в ней представлены все слои общества – от аристократов и биржевых воротил до куртизанок и нищих.
Среди них мы найдем и тех, кто является «наследниками» Робинзона. Хваткие и беспощадные дельцы типа Гобсека или Шарля Гранде, воплощаетют характерные черты и философию буржуа-накопителя. Жизненная позиция новыз буржуа – «лучше уж самому давить, чем позволить , чтобы другие тебя давили.» Наивный и порядочный стряпчий Дервиль, изучив изнанку жизни, с ужасом восклицает: «Да неужели все останется сводится к деньгам!»
Английсктй писатель Чарльз Диккенс приходит в ужас от уродливых явлений, которые сопутствуют созданию передовой промышленности. Известность ему принесит роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Простодушный и доверчивый мистре Пиквик сталкивается с реальной жизнью, и она оборачивается для него своей на каторжных работах, страдали от голода и побоев. Здесь автор не прибегает к маскирующему юмору, никого не обманывает счастливая развязка произведения.
В конце 1860-х на литературном небосклоне Европы стремительно ввошла звезда Эмиля Золя. Подобно Бадьзаку, Золя мечтал нарисовать всеобъемлющую панораму Франции. Однако новые время вывело на сценуу новых героев. На смену ярким, цельным личностям – Гобсеку и папаше Горио – приходят другие хозяева жизни: попроще, помельче духовно, сохранившие ту же волчью хватку, но лучше приспособленные к новой эпохе. В основу изображения общества писатель решил положить «натуралистический метод». Страстное желание подтолкнуть писателя к созданию грандиозного семейной хроники. Действие двадцати романов, составляющую серию «Ругон-Маккары» разворачивается на железной дороге и бирже, в шахтерском поселке, модном парижском магазине «Дамское счастье» и даже на знаменитом рынке «чрево Парижа».
С жестокой откровенностью повествует Золя о быте шахтеров небольшого поселка. Шахта как страшный фатастический зверь, высасывает силы из людей, лишает их воли, превращает в примитивное орудие добычи угля. А когда людское терпение истощается, происходит отчаянный и страшный бунт.
В Испании рубежа веков, где, как и в Средние века, абссолютизм, католическая церковь и инквизиция подавляли всякие попытки свободомыслия, формировалось творчество Франциско Гойи. Ранние произведения которого, наряду радуют глаз изысканными цветовыми сочетаниями, непринуужденностью поз персонажей. Но в конце концов творчество Гойи резко меняется, уходит беззаботность его живописи. Таков «Портрет королевской семьи Карлоса.» Волшебные, сверкающие краски подчеркивают силу, власть, жесткость королевской четы.
3. Как складывалась новая научная картина мира?
Мир французской деревни стал неисякаемым источником творчества для Жана Илле.
Художественная жизнь Второй империи находилась под неусыпным надзором «академиков» и самого императора. Каждую весну в парижском Дворце промышленности открылось двери Салона – ежегодной выставки. Попасть туда означало для художника получить официальное признание и, что немаловажно, возможность продавать свови произведения. Однако при отборе картин для Салона в 1863 г. Жюри отклонило две трети представленных работ. Узнав о многочисленных жалобаах художников, Наполеон III распорялился организовать выставку отвергнутых картин, названную «Салон отверженных». Большинство выставленных там картин было осмеяно публикой и обругано газетчиками. Особенно достаалось картине «Завтрак на траве». Ее автор Эдвард Мане – один из тех, чье творчество завершает развитие классического искусства и начинает новую эпоху в живописи. Вокркг Мане объединяется група молодых хуждожников, ищущих новые пути в искусстве.
Импрессионисты были самобытными мастерами, но их объединяло стремление запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира: художники заметили от освещения, времни суток или цвета находящегося рядом предметов. Поэтому они перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу. Художники мечтали передаать на холсте то, что видит глаз. Красочные мазки накладывались тесно один к другому, уже на холсте сливаясь в нужную гамму. Импрессионисты вели в искусство новые темы, новых ьгероев.
4 Какие выдающиеся открытия русских ученых в области химии и биологии вы знаете?
Романтизм принес в искусство не только темы и новых героев, обновляются также и музыкальныые формы.
Австрийский композитор и музыкант Франц Шуберт прожил короткую и трудную жизнь. Чтобы зарабатывать, давал уроки музыки, преподавал в приходской школе и лишь вечером и ночью мог сочинять. Рассказывают, что Шуберт даже спал не снимая очков, чтобы не терять времени на их поиски, если в душе зазвучит новая меодия. Около кровати всегда лежали нотная бумага и перо.
Композитор редко сочинял большие произведения, предпочитая им песни для голоса в сопровождении фортепиано, героями которых тбыли уличный шарманщик, рыбак, мельнмкЮ одинокий странник, нищий поэт, влюбленный. Мелодичность песен, глубокое проникновение в сокровенный мир души вскоре принесли известность «маленьким шедеврам.
Дальнейшее развитие музыкальные романтические традииции получили в творчестве Джузеппе Верди. В преддверии событий 1848 г. Оперы композитора станут могучим средством борьбыдля итальянских патриотов за независимость родины. Так, в опере с историческим сюжетом ьо вторжении гуннов в Италию римский полководец бросает вождю варваров: «Возьми сеебе весь мир, лишь Италию оставь мне.»
5 Почему история считалась «наукой века» и какие с ней происходили изменения?
Глубокий интерес к внутреннему миру человека проявил и современник великого испанца теодор Жерико. Главное творчество В 1830 г. Художник закончил полотно «Сввобода, ведущая народ», остающееся на все времена романтическим симвовлом революционных бурь. Сквозь кровь, страдания и смерть прекрасная женщина с трехцветным знаменем в руках увлекает за собой людей к победе. В толпе видны вооруженные бедняки, обитателти трущоб, студент, маленький Гаврош с пистолетами. «Марсельезой французской живописи» называли картину современники, а власти объявили Делакруа опаныым художником. Под влиянием искусства Жерико складывается характео его лруга Эжена Делакруа. Картины этого художника полны смятения, тревоги. Кумиром юности Делакруа был Байрон. Сцены из «Паломничества Чайльд Гарольда» вдохновляют его на создание момнументального полотна «Резня на Хиосе», на котором изображен трагический эпизод борьбы греческого народа против турецкого ига. Выставление в Салоне, оно произвело сенсацию.
Но еще больше мятежныи оказался Оноре Домье – представитель критического реализма в живописи. Он начал как каракатурист, делал для журналов сатирические зарисовки политических деятелей и самого «короля лавочников» Филипа с головой, похожей на грушу. Литографии Домье мгновенно раскупались, они были известны всем .Мир французской деревни стал неиисякаемым источником творчества для Жана Илле.
Художественная жизнь Второй империи находилась под неусыпным надзором «академиков» и самого императора. Каждую весну в парижском Дворце промышленности открылось двери Салона – ежегодной выставки. Попасть туда означало для художника получить официальное признание и, что немаловажно, возможность продавать свои произведения. Однако при отборе картин для салона в 1863 г. Жюри отклонило две трети представленных работ. Узнав о многочисленных жалобаах художников, Наполеон III распорялился организовать выставку отвергнутых картин, названную «Салон отверженных». Большинство выставленных там картин было осмеяно публикой и обругано газетчиками. Особенно досталось картине «Завтрак на траве». Ее автор Эдвард Мане – один из тех, чье творчество завершает развитие классического искусства и начинает новую эпоху в живописи. Вокрукг Мане объединяется группа молодых хуждожников, ищущих новые пути в искусстве.
Импрессионисты были самобытныыми мастерами, но их объединяло стремление запечатлеть изменчивость красотыы окружающего мира: художники заметили от освещения, времени суток или цвета находящегося рядом предметов. Поэтому они перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу. Художники мечтали передаать на холсте то, что видит глаз. Красочные мазки накладывались тесно один к другому, уже на холсте сливаясь в нужную гамму. Импрессионисты вели в искусство новые темы, новых героев.
Романтизм принес в искусство не только темы и новых героев, обновляются также и музыкальныые формы.
Австрийский композитор и музыкант Франц Шуберт прожил короткую и трудную жизнь. Чтобы зарабатывать, давал уроки музыки, преподавал в приходской школе и лишь вечером и ночью мог сочинять. Рассказывают, что Шуберт даже спал не снимая очков, чтобы не терять времени на их поиски, если в душе зазвучит новая меодия. Около кровати всегда лежали нотная бумага и перо.
Композитор редко сочинял большие произведения, предпочитая им песни для голоса в сопровождении фортепиано, героями которых были уличный шарманщик, рыбак, мельнмк, одинокий странник, нищий поэт, влюбленный. Мелодичность песен, глубокое проникновение в сокровенный мир души вскоре принесли известность «маленьким шедеврам.»
Дальнейшее развитие музыкальные романтические традииции получили в творчестве Джузеппе Верди. В преддверии событий 1848 г. Оперы композитора станут могучим средством борьбы для итальянских патриотов за независимость родины. Так, в опере с историческим сюжетом о вторжении гуннов в Италию римский полководец бросает вождю варваров: «Возьми сеебе весь мир, лишь Италию оставь мне.»
Нечто похожее происходило и с одежой преобладающей здесь тенденцией была демократизация: представители разных слоев начинали носить ве более похожую одежду. В связи с потеплением климата происходил перееход от шерстяных к более легким тканям, а именно к хлопковым. Благодаря их фабричному производству они стоили дешево и были доступны практически всем. К тому же меняялась муджская мода, поскольку тон в ней задавали уже не дворяне, для которых вычурность одежды служила способом отделить себя от основной массы населения, а представители буржуазии. Будучи «людьми дела», они ценили в одежде не столько изысканность, сколько уудобство и добротность.
Та же тенденция к демократизации в женской одежде отразилась с запозданием. Если одежда мужчины, занятого обеспечением семьи, должна была быть в первую очередь удобной, то одежда женщины была признана продемонстрировать, чего он добился, создавая ощущение благополучия и успеха. Поэтому она была перегружена многочисленными деиталями и аксессуарами. Менявшееся на рубеже веков самосознание женщины, усиление борьбы за эмансипацию нашли отражение и в одежде. Настоящим символом этой борьбы стала война против корсетов. Появляются более свободные ниспадающие платья, возникает модд на платья-туники и т.д.
6 Как развитие науки повлияло на отношение к человеку?
Первые орудия труда
4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»?
Родовая община. Кроманьонцы жили родовыми общинами. В отличие от первобытного стада родовая община — более устойчивый коллектив. Все люди, составлявшие ее, были близкими и дальними родственниками — сородичами. Они считали, что происходят от одного предка — человека, животного или растения. Поэтому род носил имя своего первопредка — орла, медведя, мамонта и т. д. Мужчины сообща охотились, ловили рыбу, изготавливали оружие и орудия труда. Ученые-археологи насчитали свыше ста видов каменных орудий у кроманьонцев.
Женщины занимались собирательством, шили одежду из шкур, готовили пищу, растили детей. Женщина-мать пользовалась большим уважением. Древние люди считали женщину прародительницей и хранительницей домашнего очага.
В каждом роде насчитывалось по нескольку десятков человек. У них были общими жилище, запасы еды и домашний очаг. Община управлялась одним из членов рода — вождем (предводителем, старейшиной). Это был самый опытный и уважаемый сородич, хорошо знавший повадки животных, свойства растений и правила поведения, помогающие выжить в тех условиях. Старейшина следил за справедливым распределением продуктов, одежды и места в жилище. Воспитание детей в родовой общине было суровым. Дети должны были знать обычаи рода и помогать взрослым. Когда мальчики подрастали, они проходили через специальные испытания. После этого они считались взрослыми мужчинами-охотниками. Самым сложным и трудным было молчать под градом ударов или провести одному несколько дней и ночей в глухом лесу. И только тот, кто выдерживал эти испытания, становился равноправным, взрослым мужчиной рода. Девочки также проходили через испытания, правда, не столь суровые. Опытные женщины обучали испытуемых ведению домашнего хозяйства и правилам поведения в коллективе. Таким образом, род, или родовая община, — это группа родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя и сообща пользующихся результатами своего труда. Только сообща и благодаря совместному труду люди могли выжить в условиях холодного и сурового климата.
5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?
Археологи прослеживают значительный прогресс с периода позднего этапа древнекаменного века, когда распространилось одомашнивание животных. Приручив овцу и козу, человек стал употреблять молочные продукты, понемногу использовать шерсть животных. Сначала это было исключением. Кроманьонцы изобрели лук и стрелы. В этот период появились земледелие и скотоводство в тёплой зоне лесо-степи.
Жители лесов стали применять новые орудия для охоты из засады на больших расстояниях: метательные копья, дубинки-бумеранги и лук со стрелами. Охотники начали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе: собаки выслеживали животных, а люди убивали их и делились добычей со своими помощниками. Жители побережий морей и больших рек улучшали изобретенные лодки, крючки, придумывали рыбные сети, ловушки и специальные копья-гарпуны на морских зверей.