Перейти к содержимому

Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 41

    1. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о знаках препинания в предложении с однородными членами, в сложном предложении, в предложении с прямой речью после слов автора».

    Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами и, а, но.

    Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.

    Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

    Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.

    Запятая между однородными членами ставится:

    • если однородные члены соединены интонацией перечисления:

    О О О.

    На озере мы видели гусей, уток, лебедей.

    • если однородные члены соединены союзами а, но:

    О, а О.        О, но О.

    Мы не купались, а загорали.
    На уроке мы читали, но не писали.

    Запятая между однородными членами не ставится, если два однородных члена соединены союзом и:

    О и О.

    В вазе стояли астры и хризантемы.

    Предложения бывают простые и сложные. В простом предложении одна грамматическая основа.

    С высокого неба иногда падали снежинки.

    Сложное предложение состоит из двух и более частей. Грамматических основ в сложном предложении столько же, сколько частей.

    Шумят сосны, шелестят ветви берёз.

    Части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены:

    • или интонацией (без союзов);
    • или интонацией и союзами и, а, но.

    Части сложного предложения разделяются запятой.

    Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. (А. С. Пушкин)

    В предложениях с прямой речью после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки.

    Я посмотрел в окно и спросил маму: «Когда же закончится дождь?»

    2. Прочитайте. Где пропущены запятые?

    Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей…

    Л. Толстой

    • Объясните, какую «работу» должны выполнить пропущенные запятые.

    Была тихая погода, весь народ был на палубе. (части сложного предложения разделяются запятой)
    Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (запятая разделяет однородные члены предложения)

    • Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.
    • Дайте характеристику каждому предложению: предложение сложное или простое, есть ли однородные члены.

    Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (простое с однородными сказуемыми)

    Была тихая погода, весь народ был на палубе. (сложное)

    Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. (простое с однородными сказуемыми)

    Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (простое с однородными второстепенными членами)

    3. Прочитайте. Какой недочёт есть в каждой паре предложений? Как его устранить с помощью однородных членов предложения?

    1. Ива склонилась над рекой. Ива опустила ветви в воду.
    2. Осень была поздняя. Осень была холодная.

    Ива склонилась над рекой, опустила ветви в воду.

    Осень была поздняя и холодная.

    4. Прочитайте. Определите основную мысль текста.

    На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».

    Л. Толстой

    Основная мысль текста заключается в том, что для каждого ребёнка его мама самая лучшая.

    • Докажите, что в тексте только два предложения с прямой речью после слов автора.

    В этом тексте только два предложения с прямой речью после слов автора, потому что после слов автора стоит двоеточие, а прямая речь начинается с кавычек.

    • Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.

    Если высказывание находится после авторских слов, то перед ним ставится двоеточие, а сама реплика начинается с заглавной буквы и заключается в кавычки.

    • Спишите последнее предложение. Проверьте себя.
    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

    Ответы по русскому языку. 4 класс

    5/5 - (19 голосов)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *