227. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о глаголах настоящего и будущего времени» по плану:
1. Как различить глаголы настоящего и будущего времени? Как они изменяются?
Чтобы различить глаголы настоящего и будущего времени, надо поставить вопрос что делает? — что делают? и что сделает? — что сделают?
Глаголы настоящего и будущего времени, как и личные местоимения, имеют форму лица. Глагол каждого лица имеет своё личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание.
Ты (2-е л., ед. ч.) рису[ешь] (2-е л., ед. ч.).
Мы (1-е л., мн. ч.) рису[ем](1-е л., мн. ч.).
Она (3-е л., ед. ч.) рису[ет] (3-е л., ед. ч.).
Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.
2. Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределённой форме.
Ко II спряжению относятся:
1. Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить (кроме брить, стелить), то есть имеют суффикс -и- перед -ть.
2. Глаголы-исключения: 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать), 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть).
К I спряжению относятся:
2. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть.
3. Глаголы-исключения: брить и стелить.
3. Как определить, к какому спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями?
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:
1. Определить время, лицо, число глагола.
Мальчик броса..т (наст, вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.
Мальчик брос..т (буд. вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.
2. Поставить этот глагол в неопределённую форму.
(Что делает?) броса..т — (что делать?) бросать.
(Что сделает?) брос..т — (что сделать?) бросить.
3. Определить спряжение глагола (посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола). Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям.
Бросать (I спр.), бросить (II спр.).
4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Броса[ет] (3-е л., ед. ч., I спр.),
брос[ит] (3-е л., ед.ч., II спр.).
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П., Горецкий В. Г.