Перейти к содержимому

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 54, с. 26

    54. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу имена прилагательные. Объясните свой выбор имён прилагательных.

                                                Р. п.
    1. Звучала мелодия старинн[ого] вальса.

                                                        Р. п.
    Путники отдыхали в тени стар[ого] дуба.

                                                                          Р. п.
    Экскурсанты любовались величием древн[его] памятника.


                                                   Д. п.
    2. Мы шли на лыжах по твёрд[ому] нáсту.4

                                         П. п.
    Больной1 лежал на жёстк[ом] матрасе.

                                         Т. п.
    Дятел долбил дерево крепк[им] клювом.


                                И. п.
    3. С моря дул влажн[ый] ветер.4

                Р. п.
    Из мокр[ого] песка дети строили башню.

         И. п.
    Сыр
    [ое] полено не горело.


    Объясняем свой выбор:

    1. Словосочетания со словом “старый” употребляются в значении “существующий давно, утративший молодость” со словом “древний” — в значении “очень старый, существующий издавна”. “Старый дуб” и “древний памятник” не вызывают вопросов, так как оба слова хорошо сочетаются с существительными, обозначающими предметы или явления, возраст которых имеет значение. Однако, если говорить о словосочетании “древний вальс” или “старый памятник”, то они звучат неправильно. “Древний вальс” может вызвать недоумение, так как вальс — это танец, который возник относительно недавно. “Старый памятник” также звучит непривычно, так как “старый” обычно ассоциируется с живыми существами или предметами, которые могут стареть и терять свои свойства со временем. Таким образом, выбор прилагательных “старинный” для вальса, “старый” для дуба и “древний” для памятника обусловлен традициями и устоявшимися нормами русского языка, а также контекстом и смыслом, который вкладывается в эти словосочетания.

    2 “Твёрдый” обычно используется для описания предметов, которые не поддаются деформации, таких как камни, металлы и другие материалы. “Жёсткий” чаще применяется к предметам, которые имеют определённую форму и не могут быть легко деформированы, например, мебель, одежда и т.д. “Крепкий” же обычно используется для описания людей, животных, которые обладают большой физической силой или выносливостью. 

    3. Можно сказать, что “влажный ветер” означает, что воздух насыщен водяными парами и ощущается влажность. “Мокрый песок” говорит о том, что песок пропитан влагой и может быть липким или скользким. “Сырое полено” означает, что дерево ещё не высохло и содержит много влаги. 

    • Запишите любую группу составленных предложений. Проверьте себя.
    • Над именами прилагательными укажите падеж. Выделите их окончания.

    Мы шли на лыжах  по  твёрдому насту.4
    Мы шли на лыжах  по  твёрдому насту. по членам предложения             

    Предложение Мы шли на лыжах по твёрдому нáсту по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное; простое, распространённое.

    С моря дул влажный ветер.4
    С моря дул влажный ветер. по членам предложения

    Предложение С моря дул влажный ветер по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное; простое, распространённое.


    больной [ба-л’нóй’] 2 слога
    б [б] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.
    о [а] – гласн., безуд.
    л [л’] – согл., сонорн. непарн., мягк. парн.

    ь [—]
    н [н] – согл., сонорн. непарн., твёрд. парн.
    о [о] – гласн., ударн.
    й [й’] – согл., сонорн. непарн., мягк. непарн.
    7 б., 6 зв.

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

    Ответы по русскому языку. 4 класс

    5/5 - (3 голоса)