20. Прочитайте текст и определите его тему. Найдите вывод, который сделал школьник, о соотношении произношения и правописания в русском языке. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров.
Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово кирпич, он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: «кердпич». Слово подчёркивалось на доске. Васька всматривался, вытягивая шею, шевелил губами. А потом писал: «керьпич». Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания.
(А. Чудаков)
Тема текста: написание слов и их произношение.
Вывод школьника: В русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания. Это неправильный вывод.
Есть слова, у которых совпадают звучание и написание (это и слово кирпич, и слова, входящие в название темы урока, — звуки, буквы, и многие другие слова: хвастун, намёк, урок, лён, беркут и пр.). Дополняем примерами из упр. 21 (с. 14): игра, книга, мир, спор, успех.
Правильный вывод: В русском языке не всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.
Например: леса [л’иса], вода [вада], город [горат], огород [агарот], вокзал [вакзал], скворечник [сквар’эшн’ик].
← Предыдущее | Следующее → |