Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Оцени себя. Что я знаю? Что я умею?
Ответы к стр. 88 — 93
Я умею:
√ читать и осмысливать содержание текста, определять тип текста:
Прилетел к берёзе пёстрый дятел, увидел гнилой сучок. Сам прилепился на ствол, хвостом подпёрся и давай носом колотить, жучков да личинок из-под коры выклёвывать.
(Э. Шим)
√ повествование
√ находить (подчёркивать) в тексте предложение, которое выражает главную мысль:
Брызгун — рыба необыкновенная. Её ещё снайпером зовут. Заметит муху на тростнике, наберёт в рот воды и так стрельнёт — собьёт. Так рыба охотится.
(Из энциклопедии)
√ определять тему текста, выделять знаком Z части текста, подбирать заголовок к тексту.
Утро года
Z Народные названия месяцев очень точно передают их характер. Z На Руси март нарекли капельником. Ведь в марте всюду звенит капель. Z В марте тает снег, появляются проталинки. Вот и зовут март протальником. Z А ещё этот прекрасный весенний месяц называют утром года.
(Ю. Дмитриев)
В этом тексте говорится о том, что народные названия месяцев очень точно передают их характер.
Я умею:
√ составлять из слов предложение, правильно его записывать:
желтеют, на, почему, осенью, деревьях, опадают, и, листья
Почему осенью на деревьях желтеют и опадают листья?
√ определять вид предложений по цели высказывания и по интонации:
Как красиво опустила ива над рекой свои гибкие ветви!
Это предложение по цели высказывания повествовательное, а по интонации восклицательное.
√ находить в предложении грамматическую основу и выделять словосочетания.
С пригорка зажурчал говорливый ручеёк.
1) зажурчал (откуда?) с пригорка;
2) ручеёк (какой?) говорливый.
√ находить грамматическую основу в частях сложного предложения и разделять части сложного предложения запятой:
Вышла из-за тучи луна и, засверкали на ветках снежинки.
√ правильно произносить слова, определять ударение в слове, записывать слова в алфавитном порядке:
магазин, туфля, договор, звонил, положил, поняла
Договóр, звони́л, магази́н, положи́л, понялá, тýфля.
Я умею:
√ определять количество звуков и букв в слове:
солнце съёмка мальчик
5 зв., 6 б. 6 зв., 6 б. 6 зв., 7 б.
√ составлять звуковую модель слова и определять качество звуков в слове (гласный, ударный, безударный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой):
ёжик [й’ожык] 2 слога
[й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
ё〈
о [о] – гласн., ударн.
ж [ж] – согл., звонк. парн., твёрд. непарн.
и [и] – гласн., безуд.
к [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 5 зв.
√ переносить слова с одной строки на другую строку:
подъ-езд
вьюж-ный
обезь-яна, обезья-на
√ определять слова, в которых все согласные звуки мягкие:
житель, чаща, коньки, метель, ключ, щавель.
√ объяснять значение слова:
завтрак — первый утренний приём пищи;
пятница — пятый день недели, следующий за четвергом;
тракторист — тот, кто работает на тракторе.
Я знаю:
√ как отличить форму слова от однокоренных слов:
Ключ и ключи — это форма одного слова.
Ключ и ключик — это однокоренные слова.
√ как называется каждая значимая часть слова:
корень, приставка, суффикс, окончание
√ в каких словах нет окончания:
море, пальто, кофе, облако, шимпанзе
Я умею:
√ подбирать к слову однокоренные слова и выделять в них корень:
звезд/а, звёзд/ный, звёзд/очка, звезд/очёт
пис/ать, на/пис/ать, пись/мо, пис/атель
√ выделять в словах значимые части и составлять схему (модель) состава слова:
подснежники
приветливый
дороженька
√ находить орфограммы в приставке, корне и суффиксе:
Я знаю:
√ как называется часть речи, которая обозначает предмет:
имя существительное
√ как называется часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него:
местоимение
√ как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и в единственном числе изменяется по родам:
имя прилагательное
√ как называется часть речи, которая изменяется по числам и временам:
глагол
√ название падежа имени существительного, который отвечает на вопросы кто? или что? и не имеет предлогов:
именительный
√ в форме какого рода имя прилагательное отвечает на вопрос какое? и имеет окончание -ое, -ее:
в форме среднего рода
Я умею:
√ определять части речи в предложении; указывать над словом часть речи:
мест. гл. пр. сущ. сущ. пр. сущ. прил.
Я смотрю на стрекозу. Тело у стрекозы узкое,
прил. с. пр. сущ. числ. прил. сущ.
длинное, а по бокам четыре прозрачных крыла.
√ определять падеж имён существительных в предложении:
И. п. В. п. П. ч. Р. п.
Орёл свил гнездо на большой дороге вдали от моря.
√ определять род имён существительных и имён прилагательных, дописывать окончания имён прилагательных:
ж. р. ж. р. м.р. м. р. ср. р. ср. р.
ранняя весна, жареный картофель, весеннее солнце.
√ изменять имя прилагательное по родам:
синий (шар), синяя (лента), синее (небо).
√ определять время глаголов:
наст. вр.
Ласточка день начинает весенний,
буд. вр.
Летнюю ночь завершит соловей.
(К. Бальмонт)
√ изменять время глагола:
жужжит, жужжал, будет жужжать
√ записывать текст, правильно выделяя и оформляя каждое предложение:
Ну и денёк! Светит яркое солнце в лесу. Я иду в хвойный лесок. Там в овражке бежит говорливый ручеёк. Я пью родниковую воду. Хороша студёная водичка!
(И. Аксёнов)
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.