Памятки родителям первоклассника.
Нельзя:
1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
2. Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим тем, что ребенку такая еда нравится.
3. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
4. Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих оценок.
6. Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
7. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности
8. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
10. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
11. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 мин. в день.
12. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
13. Ругать ребенка перед сном.
14. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
15. Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
16. Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Советы родителям:
1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
5. Создавать благоприятный климат в семье.
6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.
7. Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
8. Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, – это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
9. Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
10. Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Рекомендации родителям:
- Поддержите ребёнка в его стремлении стать школьником. Заинтересованность в школьных делах, серьёзное отношение к первым успехам и достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ребёнок может ошибиться. Не ругайте его, ведь он только учится. Объясните, что сделано неправильно и, если требуется, помогите исправить.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Если есть какие-то трудности, не запускайте их, а решите на начальном этапе.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю или школьному психологу.
Родительская одарённость
Американский ученый Льюис изучал психологический климат в семьях, где росли одарённые дети. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет, и, прежде всего это — стиль родительского взаимодействия с ребёнком. По результатам своего исследования он выявил ряд специфических особенностей родительского поведения, гарантирующего успешное развитие интеллектуально-творческих способностей.
Предложенный список, включающий 33 суждения, позволит понять и оценить то, насколько стиль взаимодействия родителей с ребёнком соответствует практическим находкам наиболее одарённых родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей.
1. Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребёнка.
2. Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка я воспринимаю всерьёз.
3. Я поставил стенд, на котором ребёнок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.
5. Я предоставил ребёнку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
6. Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
7. Я поручаю ребёнку посильные заботы.
8. Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребёнка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребёнку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребёнку нормально общаться c детьми из разных социальных и культурных слоёв.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребёенок ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребёнку, что он лучше или хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребёнка унижением.
15. Я снабжаю ребёнка книгами и материалами для его любимых занятий.
16. Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.
17. Я регулярно читаю ребёнку.
18. Я приучаю ребёнка к чтению с малых лет.
19. Я побуждаю ребёнка придумывать истории, фантазировать.
20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребёнка.
21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребёнком наедине.
22. Я поощряю участие ребёнка в планировании семейных дел и путешествий.
23. Я никогда не дразню ребёнка за ошибки.
24. Я хвалю ребёнка за выученные стихи, рассказы, песни.
25. Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
26. Я побуждаю ребёнка находить проблемы и решать их.
27. Я не хвалю ребёнка беспредметно и неискренне.
28. Я честен в оценке своих чувств к ребёнку.
29. Не существует тем, которые я исключаю для общения с ребёнком.
30. Я даю ребёнку возможность действительно принимать решения.
31. Я развиваю в ребёнке позитивное восприятие его способностей.
32. Я верю в здравый смысл ребёнка и доверяю ему всегда.
33. Я поощряю в ребёнке независимость.