Ответы к стр. 36 — 39
- Прочитай описания героев. Угадай, о ком идёт речь. Запиши.
• …Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит…
Чудо-юдо рыба-кит. (П. Ершов «Конёк-горбунок»).
• …Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор…
Тридцать три богатыря. (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
• …Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!.. Какие пёрышки! какой носок!.. Ведь ты б у нас была царь-птица!..
Ворона. (И. Крылов «Ворона и Лисица»).
• …Худ, смугл, покрыт веснушками… глаза узенькие, губы толстые, вообще был очень некрасив. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся…
Чечевицын. (А. Чехов «Мальчики»).
- Рассмотри иллюстрации. О какой сказке идёт речь? Напиши её название, составь на неё отзыв.
Сказка А. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
В сказке рассказывается про царя Дадона, на чьи земли часто делали набеги враги. Мудрец-звездочёт делает ему подарок – золотого петушка, который будет оповещать царя о нападении врагов, взамен царь обещает ему выполнить любое желание. Мудрец долго не давал о себе знать, и Дадон забыл о своём обещании. Когда царь решил жениться, появился мудрец и напомнил про долг. Тогда царь, чтобы не платить долг, убил мудреца. Возмездие приходит в виде золотого петушка. Главная мысль сказки о золотом петушке – за совершённые поступки надо отвечать и, как видим, надо всегда держать своё слово, даже если не хочешь платить по счетам. И, конечно, надо быть осторожным в выборе друзей.
- Рассмотри иллюстрации. О каком рассказе идёт речь? Запиши его название и восстанови последовательность событий.
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»
- Выбери любую часть рассказа. Составь её план.
Приезд мальчиков. План:
1. Володя приехал!
2. Суматоха в доме Королёвых.
3. Маленький незнакомец.
4. Тёплый приём.
- Вспомни русскую народную волшебную сказку. Запиши её название и составь план.
«Крошечка-Хаврошечка».
План:
1. Трудолюбивая сирота.
2. Коровушка-матушка.
3. Ночной дозор сестёр.
4. Волшебная яблонька.
5. Встреча с купцом.
- Прочитай план сказки «Ашик-Кериб» на с. 32.
Выдели и запиши, что в сюжетах русской народной волшебной сказки и сказки Лермонтова является:
общим
Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), чудесный помощник.
- различным
Волшебная сказка всегда создаётся по определённым законам, независимо от того, каким народом она слагается. Различие сказок заключается в восточных именах и национальных эпитетах.
План событий в сказке «Ашик-Кериб» | План событий в русской народной сказке |
1. Бедность – препятствие женитьбе Ашика. 2. Отъезд героя. 3. Появление соперника, обман. 4. Ашик осуществляет задуманное. 5. Трудное испытание; помощь покровителя. 6. Новые испытания. 7. Узнавание героя. 8. Свадьба. |
1. Предписание или запрет. 2. Нарушение. 3. Вредительство или недостача. 4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Появление соперника, борьба. 8. Возвращение героя. 9. Трудные испытания. 10. Узнавание героя. 11. Свадьба |
Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.