Ответы к стр. 20 — 22
Упражнение 38, с. 20
38. Прочитайте.
Синóнимы — это словá, бли́зкие по значéнию.
- Впишите пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.
Упражнение 39, с. 20
39. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линией синонимы.
Родина ⇒ Отечество дорога ⇒ путь
прощай ⇒ до свидания работа ⇒ труд
ребята ⇒ дети быстро ⇒ скоро
рисунок ⇒ узор ветер ⇒ ураган
- Устно составьте предложение с одним из слов.
Мороз нарисовал красивый узор на окне.
Упражнение 40, с. 20
40. Прочитайте.
огонь ⇔ пламя озорник ⇔ шалун блестеть ⇔ сверкать
печаль ⇔ грусть мороз ⇔ холод квакушка ⇔ лягушка
золотой ⇔ жёлтый
- Составьте пары слов, близких по значению. Запишите синонимы по образцу.
Морóз — хóлод, квакýшка — лягýшка, жёлтый — золотóй, грусть — печáль, сверкáть — блестéть, огонь — плáмя, озорни́к — шалýн.
Упражнение 41, с. 21
41. Прочитайте.
Антóнимы — это противополóжные по смы́слу словá.
- Впишите пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.
Упражнение 42, с. 21
42. Прочитайте диалог выразительно.
— Мама, этот большой кусок торта ты оставила для Оли?
— Нет, для тебя.
— Такой маленький кусочек?!
- Какой знак пропущен? Поставьте его.
- Почему один и тот же кусок торта мальчик назвал и большим, и маленьким?
Когда мальчик думал, что кусок торта предназначен сестре, он ему показался большим. Когда он понял, что этот кусочек для него, он кажется ему крошечным и совсем не хочется им делиться ни с кем.
- Найдите в предложениях антонимы, подчеркните их. Подберите к каждому антониму синонимы.
Большой — огромный, крупный.
Маленький — крошечный, миниатюрный.
Упражнение 43, с. 22
43. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Думай медленно, а работай быстро.
- Почему так говорят? Подчеркните в предложениях антонимы.
Готовь сани летом, а телегу зимой. Говорят, чтобы напомнить, что к важному делу нужно готовиться тщательно и заранее.
Вместе тесно, а врозь скучно. Говорят, когда люди часто ссорятся, спорят, а в разлуке скучают друг без друга.
Думай медленно, а работай быстро. Так говорят, когда хотят напомнить, что работу нужно делать энергично, заранее всё хорошо продумав.
Упражнение 44, с. 22
44. Прочитайте. На каком уроке вы часто употребляете эти слова?
сýмма ⇔ рáзность
мéньше ⇔ бóльше
сложéние ⇔ вычитáние
ми́нус ⇔ плюс
Мы часто употребляем эти слова на уроке математике.
- Обозначьте в словах ударение. Соедините линиями слова-антонимы.
Упражнение 45, с. 22
45. Заполните «ящички» антонимами.
Что? | Какой? |
утро вечер ночь день радость грусть лето зима |
добрый злой тихий громкий новый старый сильный слабый |