Перейти к содержимому

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 60

    Контрольные вопросы и задания.

    1. Что вы знаете о тексте?

    Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить. 

    Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.

    Мы уже знаем, что тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В каждом тексте раскрывается какая-то тема, и он подчинён основной мысли.

    2. Какие значимые части могут быть в слове?

    Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 

    Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 

    Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

    Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

    3. Чем отличаются приставки от предлогов?

    Приставка — это значимая часть слова, пишется слитнопобежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
    Предлог — это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.  Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за товарищем — зашёл (за кем?) за товарищем.

    4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ь?

    Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я: под/ъехал, с/ъёжился, пред/ъюбилейный, об/ъяснил.

    Разделительный (ь) пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи. Показатель мягкости предшествующего согласного звука: жизнь, апельсин. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих).

    5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?

    Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
    а) или изменить слово: дворы́ — дво́р, пчела́ — пчёлы;
    б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ — дво́рник, пчела́ — пчёлка.
    Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой. 

    Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: берег — берега, морковка — морковный, хирург — хирурги, снежки — снежный.

    Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
    [л] — в слове солнце;
    [т] — в словах лестница, окрестность;
    [д] — в словах сердце, праздник;
    [ф] — в словах чувство, здравствуйте.
    Однако буквой эти звуки обозначаются.
    Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: (место) местность, (опоздать) поздний.

    6. В каких словах после ж, ш пишется ю?

    Брошюра, жюри, парашют.

    7. Какие части речи вы знаете?

    Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
    Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

    8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.

    Именительный падеж (кто? что?)
    Родительный падеж (кого? чего?)
    Дательный падеж (кому? чему?)
    Винительный падеж (кого? что?)
    Творительный падеж (кем? чем?)
    Предложный падеж (о ком? о чём?)

    9. Как изменяются имена прилагательные?

    Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.

    10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?

    Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это личные местоимения. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

    11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).

    Читаешь, слушает, работаем, играете, напишут (поют).

    Помнишь, любит, слышим, решите, звучат (летят).

    12. С какими стилями речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?

    Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.

    Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.

    Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

    Ответы по русскому языку. 5 класс

    4.1/5 - (1705 голосов)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *