Перейти к содержимому

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №1, упр. 216, с. 114 — 115

    216. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения «Лодорский водопад» английского поэта Роберта Саути, при переводе которого А. Шамульян использовал изобразительные возможности русского языка. Какую роль играют в этом тексте деепричастия? В чём необычность стихотворения? Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? Какие группы значений деепричастий можно выявить?

    Лодорский водопад

    Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,

    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,

    Делясь и встречаясь,
    Лаская, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,

    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
    Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
    Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

    Вперёд и вперёд убегая в свободном задоре —
    Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!


    Необычность стихотворения в том, что оно состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.

    Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

    Какие группы значений деепричастий можно выявить?

    В тексте есть деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

    а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

    б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

    в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

    г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

    В тексте присутствуют контекстные антонимы. (Делясь, дробясь — обнимаясь, сливаясь, сплетаясь, встречаясь. Они создают образ динамичного течения, меняющего своё движение.)

    Поэт использует также графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада. Преобладают следующие звуки: шипящие (шипя, шурша, морщинясь, дрожа), свистящие (сплетаясь, звеня, взметаясь и т. д.), сочетания звуков [рч], [взд], [бр], [рк], [кр], [др] (дрожа, вздуваясь, вздымаясь, крутясь, бросаясь).

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.

    Ответы по русскому языку. 7 класс

    Понравилось? Оцени!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *