231. Озаглавьте текст и определите его стилистическую принадлежность Что изменилось в составе слов «пешком» и «мельком»? Каким способом они были образованы в древнерусском языке? Спишите.
• В каком значении использовано выделенное слово? Какие ещё значения этого слова вам известны?
Из истории языка
В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход») и «мельк» (в значении «миг», «мгновение»). Эти существительные в творительном падеже — «пешком» и «мельком» — перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» — «на короткое время», «бегло». В обоих3 наречиях был суффикс -ом.
Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём пешком корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем — в нём корень мельк- и суффикс -ом.
Выделенное слово употреблено в переносном значении: связываем — устанавливаем взаимосвязь между явлениями, объясняем что-то какими-то причинами.
Другие значения слова:
1. Соединять верёвками.
2. Обвязывать кого-либо с целью ограничить свободу движения.
3. Помогать установить связь, наладить общение между двумя субъектами.
4. То же, что соединять; обеспечивать сообщение между двумя объектами.
5. То же, что объединять; обеспечивать взаимное сотрудничество, общность.
6. Перен. ограничивать свободу действий, движений.
7. Хим. вынуждать вещество вступить в химическую связь с собой; предотвращать взаимодействие чего-либо с иными компонентами.
В обоих наречиях был суффикс -ом. Теперь мы выделяем в наречии «пешком» корень пеш- и суффикс -ком, в наречии «мельком» выделяем корень мельк- и суффикс -ом.
Текст относится к научному тексту.
(В) обоих3 — числит.
I. В скольких наречиях? в обоих.
Н. ф. — оба.
II. Пост. — собират; непост. — В. п., мн. ч.
III. В скольких наречиях? в обоих.
–·–·–·–·–·
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.