Перейти к содержимому

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №1, упр. 270, с. 142

    270. Проанализируйте две памятки в конце учебника. Какие действия в них описаны? Постройте своё высказывание об этом в виде небольшого научного доклада.

    Проанализируем памятки: «Как работать над сочинением» и «Как готовиться к сжатому изложению».

    «Как работать над сочинением»

    Одним из видов творческих работ, проводимых на уроках русского языка, является сочинение. Сочинение требует от школьника самостоятельности, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения служат эффективным средст­вом воспитания. Этот вид работы приучает детей осмысливать и оценивать увиденное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочи­нении для ученика обретает важную роль орфография, все изуча­емые грамматические понятия.

    Сочинения, как устные, так и письменные, различают­ся по источникам материала, по степени самостоятельно­сти, по способам подготовки, по жанру и по языку. 

    Тема сочинения — это предмет сочинения, то, о чём говорится в нём. От того, как сформулирована тема, как школьники подготовлены к её пониманию, зави­сит правильность и полнота сочинения. Первым шагом в работе над сочинением является выбор темыТема и заглавие сочинения не всегда совпадают. В теории литературы понятие «тема» всегда связы­вается с идейным замыслом произведения. Идея художест­венного произведения — это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т.е. в картинах жизни, поведения действующих лиц, их переживаний. Поэтому важно, чтобы в работе над сочинением дети не просто выполняли задание учителя, а руководствовались стремлением рассказать о чём-то для них важном, поделиться своими чувствами. Поверхностное раскрытие темы — один из типичных недостатков рассказов и сочинений. Работа над темой — это её обсуждение и отбор мате­риала: выбор того, что относится к теме, отбрасывание того, что к ней не относится. Помогает школьникам раскрыть правильно тему и её ясная, конкретная формулировка.

    Связной речи не может быть без плана. План — это «про­ект» предстоящего высказывания. План обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений. Предварительное составление пла­нов не обязательно лишь при подготовке рассказов-импро­визаций, зарисовок, писем, сочинений-миниатюр. Чаще всего план со­ставляется непосредственно перед письмом сочинения (на­пример, к сочинению по картине). Но иногда бывает целе­сообразнее составить план в ходе подготовитель­ной работы (например, по материалам экскурсии или дли­тельных наблюдений).

    Основные требования к сочинению:

    1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содер­жание теме, достаточно ли полно она раскрыта). Со­ответствует ли содержание действительности?

    2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?

    3. Тип текста, жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения, соблюдается ли коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, соблюдено ли единство стиля, оправдан ли тип текста и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией; уместны ли элементы изобразительности, художественности).

    4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).

    5. Лексика (правильность её употребления, её разнообра­зие, наличие или отсутствие слов, обладающих от­тенками значений, — использование синонимов, ан­тонимов, фразеологизмов и пр.)

    6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).

    7. Орфографическая и пунктуационная грамот­ность, характер ошибок.

    8. Каллиграфия, внешнее оформление.

    9. Одним из приёмов анализа сочинений является выделе­ние микротем.


    «Как готовиться к сжатому изложению»

    Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщённой передачи содержания.

    Способы сжатия текста:

    — исключение подробностей, деталей;

    — обобщение конкретных, единичных явлений;

    — сочетания исключения и обобщения.

    При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

    Главная дидактическая задача сжатого изложения — научить кратко, в обобщённой форме передать воспринятую информацию.

    При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:

    1. Умение вычленять главное в информации.

    2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.

    3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).

    4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. 

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.

    Ответы по русскому языку. 7 класс

    Понравилось? Оцени!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *