270. Проанализируйте две памятки в конце учебника. Какие действия в них описаны? Постройте своё высказывание об этом в виде небольшого научного доклада.
Проанализируем памятки: «Как работать над сочинением» и «Как готовиться к сжатому изложению».
«Как работать над сочинением»
Одним из видов творческих работ, проводимых на уроках русского языка, является сочинение. Сочинение требует от школьника самостоятельности, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения служат эффективным средством воспитания. Этот вид работы приучает детей осмысливать и оценивать увиденное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретает важную роль орфография, все изучаемые грамматические понятия.
Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.
Тема сочинения — это предмет сочинения, то, о чём говорится в нём. От того, как сформулирована тема, как школьники подготовлены к её пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Первым шагом в работе над сочинением является выбор темы. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. В теории литературы понятие «тема» всегда связывается с идейным замыслом произведения. Идея художественного произведения — это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т.е. в картинах жизни, поведения действующих лиц, их переживаний. Поэтому важно, чтобы в работе над сочинением дети не просто выполняли задание учителя, а руководствовались стремлением рассказать о чём-то для них важном, поделиться своими чувствами. Поверхностное раскрытие темы — один из типичных недостатков рассказов и сочинений. Работа над темой — это её обсуждение и отбор материала: выбор того, что относится к теме, отбрасывание того, что к ней не относится. Помогает школьникам раскрыть правильно тему и её ясная, конкретная формулировка.
Связной речи не может быть без плана. План — это «проект» предстоящего высказывания. План обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений. Предварительное составление планов не обязательно лишь при подготовке рассказов-импровизаций, зарисовок, писем, сочинений-миниатюр. Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения (например, к сочинению по картине). Но иногда бывает целесообразнее составить план в ходе подготовительной работы (например, по материалам экскурсии или длительных наблюдений).
Основные требования к сочинению:
1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта). Соответствует ли содержание действительности?
2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?
3. Тип текста, жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения, соблюдается ли коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, соблюдено ли единство стиля, оправдан ли тип текста и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией; уместны ли элементы изобразительности, художественности).
4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).
5. Лексика (правильность её употребления, её разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений, — использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.)
6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).
7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок.
8. Каллиграфия, внешнее оформление.
9. Одним из приёмов анализа сочинений является выделение микротем.
«Как готовиться к сжатому изложению»
Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщённой передачи содержания.
Способы сжатия текста:
— исключение подробностей, деталей;
— обобщение конкретных, единичных явлений;
— сочетания исключения и обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Главная дидактическая задача сжатого изложения — научить кратко, в обобщённой форме передать воспринятую информацию.
При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:
1. Умение вычленять главное в информации.
2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).
4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.