Перейти к содержимому

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №2, упр. 333, с. 20 — 21

    333. Прочитайте отрывки из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро». К какому типу речи можно отнести каждый из них? Докажите свою мысль. Выделенные слова и словосочетания помогут вам в этом.

    • Выпишите словосочетания с наречиями и словами категории состояния из второго и третьего отрывков.

    • Кратко перескажите один из отрывков. Какие способы сжатия текста вы будете использовать?

    1. Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себяСпотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.5

    2. Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался сам себе в эти минуты неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости, и он думал, ожесточаясь: «Ладно, пусть… Подумаешь, велика важность босиком идти!»5 Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, на холщовую сумку для рыбы и заплатанные3, надетые специально на рыбную ловлю штаны и старую рубаху.

    3. Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко на душе, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!


    Тип текста первого отрывка — повествование: выделенные слова показывают ряд последовательных действий. 

    Тип текста второго отрывка — рассуждение: выделенные слова показывают мысленное рассуждение Володи. 

    Тип текста третьего отрывка — описание: выделенные слова показывают эмоциональное состояние Володи. 


    Словосочетания с наречиями:

    жестоко страдал, только теперь почувствовал.

    Словосочетания со словами категории состояния:

    было стыдно, стало необыкновенно весело, как хорошо выйти, как славно и легко на душе.


    Заплатанные — прич.

    I. Штаны (какие?) заплатанные.

    II. Н. ф. — заплатанный.

    Морф. призн.: пост — страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.;

    непост. — в В. п., во мн. ч.

    III. Штаны (какие?) заплатанные.
                                              ~~~~~~~~~~~


    Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.5

    В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. После одиночного деепричастия (спотыкаясь) ставится запятая. После деепричастного оборота (цепляясь за лавки и стулья) ставится выделительная запятая. Перед деепричастным оборотом (разыскивая старые штаны и рубаху) ставится выделительная запятая.


    Ему было стыдно своей неловкости, и он думал, ожесточаясь: «Ладно, пусть… Подумаешь, велика важность босиком идти!»5 

    В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением (Ему было стыдно своей неловкости) и вторым (…и он думал, ожесточаясь…) перед союзом и ставится знак разделения – запятая. Перед одиночным деепричастием (ожесточаясь) ставится выделительная запятая. Предложение с прямой печью: после слов автора ставится разделительный знак: двоеточие. Прямая речь заключается в кавычки. Предложение (Ладно, пусть…) является неполным, ставится знак завершения – многоточие. Междометие (ладно) выделяется запятой. Предложение (Подумаешь, велика важность босиком идти!) является восклицательным по интонации, поэтому ставим знак завершения – восклицательный знак. Вводное слово (подумаешь), выделяется на письме запятой.


    Способы сжатия текста — обобщение (объединить факты на основе общего), упрощение (замена сложного предложения простым), исключение (выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали), замена (найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.) 

    Возможный вариант сжатого текста:

    Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. 

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.

    Ответы по русскому языку. 7 класс

    5/5 - (5 голосов)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *