5. Русский язык, русское слово в современном мире занимают все более прочные позиции, интерес к изучению русского языка возрастает. Например, программы по русскому языку представлены в 45 гимназиях и 7 университетах Швейцарии, русский язык в качестве второго иностранного выбирают более двух тысяч человек этой страны, в Германии русский как иностранный изучают около 130 тысяч школьников и 10 тысяч студентов и аспирантов.
Произнесённые в 1934 году слова А. Н. Толстого стали пророческими: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
Вам предстоит подготовить проект на одну из предложенных том; «Международное значение русского языка» или «Роль русского языка в многонациональной России» Используйте материалы параграфа, обратитесь к интернет-ресурсам. (О подготовке презентации см. на сайте http://neobionika.ru/ conferenairetstep/90. html)
Этапы подготовки проекта
1 Обсудите и выберите в группе тему проекта: «Международное значение русского языка» или «Роль русского языка в многонациональной России».
2 Поставьте цель будущего проекта (например, рассмотреть влияние русского языка на развитие международных отношений в разные периоды эволюции нашей страны в области культуры, науки и др.).
Задачи проекта:
а) определить исторический период, который будет отражён в проекте;
б) выбрать ту область деятельности, которая является наиболее интересной для вас (литература, искусство, техника, образование и др.);
в) спланировать этапы и формы выполнения проекта (анализ теоретических источников и конспектирование: реферативное изложение информации; наблюдение, опрос,
анкетирование; обобщенно полученных данных, ныноды);
г) изучить специальную литературу (анализ теоретических источников и конспектиропаиие; реферативное изложение информации; обобщение полученных данных, выводы);
д) отобрать конкретные примеры, факты, демонстрирующие роль русского языка в развитии международных отношений.
4 Результат проекта: оформите результаты проектной деятельности (варианты продукта проекта: эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, портфолио).
5 Защита проекта. Подготовьтесь к защите проекта и выступите перед аудиторией (выступление с презентацией).
6 Оценка результата (самоанализ полученных результатов и оценка проекта одноклассниками).
Список рекомендуемой литературы:
1) Свириденко А. А. Русский язык в мировой культуре / А. А. Свириденко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 11-2 — С 122-123; http://applied-rcsearch.ru/ni/article/view?id-4461;
2) Терминасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация:Современная Россия через язык и культуру; www.ffl.msu.ru/research/publications/ter-minasova-lang-icc/ter-minasova-yazik-i-mkk-BOOK.pdf.
Роль русского языка в многонациональной России
В декабре 1991 г. не стало СССР, вместо него появилось пятнадцать новых государств.
Раньше развитие языковой ситуации имело в СССР единую направленность во всех республиках и ре¬гионах, затем пути России и четырнадцати других государств принципиально разошлись. Но при коренном изменении общественного строя нацио¬нально-языковая ситуация осталась той же, что была в СССР: преобладающий этнос – русские, и единственный язык, способный обеспечивать потребность взаимопо¬нимания в масштабах государства – русский язык. Поэтому при любой власти и любой государственной политике роль русского языка не может существенно понизиться. Трудно представить ситуацию, в которой татарин с осетином общал¬ся бы на каком-нибудь языке кроме русского. А общаться в еди¬ном государстве им приходится.
«Закон о языках народов РСФСР» закрепил русский язык в качестве государственного на всей тер¬ритории России, статус же прочих языков оставлен на усмотре¬ние республик в составе РФ, которые имеют право объявлять государственными те или иные языки помимо русского.
Для большинства регионов надо беспоко¬иться не столько о судьбе русского языка, сколько о судьбе национальных языков. В многонациональном обществе продолжает господ¬ствовать потребность взаимопонимания.
Раньше большинство представителей нацменьшинств не знали даже грамоты, теперь же люди в большинстве имеют среднее образование, но приобретённая культура – во многом культура русская, связанная с русским языком. И в вопросе, хотят ли они сохранять свои языки или им важнее выучить русский, надо учесть мнение самих малых народов. Принудительное сохра¬нение традиционной культуры и не имеющих реальных перспек¬тив языков ничуть не лучше принудительной русификации.
Статус русского языка в России в обозримом будущем измениться не может. Он при любой ситуации сохранит исключительное применение в таких сферах, как информатика, наукоёмкие отрасли про¬изводства, естественно-технические науки, а также соответствующие виды высшего, среднего специального и профессионально-тех¬нического образования.
← Предыдущее | Следующее → |