Перейти к содержимому

Бархударов 9 класс. Учебник, Упражнение 51, с. 24-25

    51. Прочитайте текст. Как его можно озаглавить? Определите стилистическую принадлежность текста. Какое настроение создаёт автор? С помощью каких речевых средств выражены его чувства? Обратитесь к тексту и поясните своё суждение. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя необходимые знаки препинания.

    Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, укажите их тип. Какую роль играют односоставные предложения в этом тексте?

    Ранняя осень

    Вспоминается мне ранняя погожая осень. (Односост., безличн.) Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.

    Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину. (Односост., опр.-личн.)

    Темнеет. (односост., безличн.) В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. (Односост., безличн.) Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то нарисуются две ноги. И вдруг всё это соскользнёт с яблони — и тень упадёт по всей аллее.

    Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша.5 (Односост., опр.-личн.) Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тёмносинюю глубину неба, переполненного созвездиями. (Односост., опр.-личн.)

    Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (Односост., безличн.)

    (И. Бунин)


    Это художественный текст. Первые же слова произведения «Вспоминается мне ранняя погожая осень» погружают нас в мир воспоминаний автора, и сюжет начинает развиваться как цепь ощущений, связанных с ними. Это насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Автор создаёт светлое настроение, передаёт ощущение деревенской жизни.

    Его чувства выражены с помощью цветаголубоватый дым», «багровое пламя,«), света («воздух чист», «тёмносинюю глубину неба, переполненного созвездиями», «горит костёр»,  «гигантские тени», ), формычёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты»), запахаНадышавшись … ржаным ароматом новой соломы и мякины», «крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев»), звука, осязательныхшурша по сухой листве, как слепой», «холодно, росисто») и вкусовыхгреется самовар«) ощущений.
    Односоставные предложения делают текст более выразительным, придают краткость и некую подвижность в тексте, более точно раскрывают ту мысль, которую вложил автор. 

    Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой,
                                  –·–·–·–·–·–·–·–·–·–·–·–·–·–·  –·–·–·–·–·–·–·– 

    доберёшься до шалаша.5

    (Предложение повествовательное, невосклицательное — в конце стоит точка; предложение осложнено деепричастным оборотом (шурша по сухой листве) и сравнительным оборотом (как слепой) — выделяются с двух сторон запятыми. Запятые являются выделительными знаками препинания, парный знак.) 

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 9 класс. Учебник. Бархударов С.Г.

    Ответы по русскому языку. 9 класс

    5/5 - (1 голос)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *