Перейти к содержимому

ГДЗ с. 13-17. История Древнего мира. Учебник 5 класс. Вигасин, Годер

    §2. Древнейшие люди

    Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.

    Рубило — это орудие труда первобытного человека, представляло собой камень миндалевидной формы, обитый сколами с двух сторон.

    Копьё — колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя. Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника.

    Гарпун — орудие, употребляемое для охоты, преимущественно на морских и вообще водных животных. Оно похоже на копье или дротик, с тем лишь отличием, что его наконечник, обычно снабженный еще боковыми, загнутыми назад зубцами.

    Мамонт — это вымершее крупное травоядное млекопитающее из семейства слоновых, зачастую с длинной густой шерстью, небольшими ушами и длинными загнутыми кверху бивнями, эпохи плиоцена-плейстоцена, родственное азиатскому слону.

    Человек разумный — вид приматов, представитель группы гоминид рода человек, способный к речи, абстрактному мышлению, прямохождению и изготовлению орудий труда и их использованию.

    Родовая община — это исторически первая форма общественной организации людей, где люди связаны кровным родством

    Проверьте себя.

    1 Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?

    Чтобы Около 12 тыс. лет назад на Земле стало теплее, ледник начал таять и отступать на север. Сложились современные природные зоны – тундры, леса, степи и пустыни. Оказавшись в непривычных условиях, крупные животные начали вымирать, средние и мелкие прятались в лесах, от поколения к поколению меняя свой облик, повадки, приспосабливаясь к природе. Человеческие общины остались без привычной пищи, и тогда люди стали придумывать новые способы её добычи. Жители лесов стали применять новые орудия для охоты из засады на больших расстояниях: метательные копья, дубинки-бумеранги и лук со стрелами. Охотники начали подкармливать волков, которые давно обитали рядом с людскими стоянками, и приучать их помогать человеку. Так появились домашние собаки. Жители побережий морей и больших рек улучшали изобретённые ранее лодки, крючки, придумали рыбные сети, ловушки и специальные копья-гарпуны на морских зверей. Там, где не было в достатке ни зверей, ни рыбы, люди стали внимательнее собирать растения со съедобными корнями, плодами или семенами.

    Охота в ледниковый период превратилась в важнейшее занятие кроманьонцев. Они стали делать орудия не только из камня, но и из бивней мамонта, оленьих рогов. К копьям прикрепляли наконечники из оленьего рога с загнутыми у основания зубцами. Такое копье глубоко застревало в теле раненого зверя. Дротиками (короткими копьями) пронзали небольших животных. Рыбу ловили с помощью плетеных ловушек и гарпунов с острыми наконечниками.

    12 тысяч лет назад ледник начал отступать, что привело к изменениям в природе. На Земле установился климат, в котором мы живем и сейчас. Одни виды животных, привыкших к холоду, ушли на север, другие вымерли. По мере потепления увеличивалась территория, занятая лесами. В них обитали разнообразные птицы и животные. С помощью новых каменных орудий труда люди осваивали леса, реки и моря, появившиеся после таяния ледника. Громадное значение для человека имело изобретение лука и стрел. Это оружие было легче, чем копье. Оно давало большую дальность стрельбы и не требовало особой мускульной силы. Если первая стрела охотника не попадала в цель, то он мог использовать другие. Стрелы были обычно с зазубренным наконечником. Лук и стрелы позволяли человеку охотиться на любого зверя. Со временем у охотника появился помощник — собака. Это было первое прирученное животное. Люди научились мастерить лыжи и сани, изготовлять челноки и весла. Эти средства облегчили передвижения по снегу и воде.

    2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?

    Важную роль в жизни древнейших людей играло собирательство, которое отнимало много времени. Ведь надо было найти съедобные коренья, плоды, ягоды, птичьи яйца и другие дары природы, которые можно употреблять в пищу. Собирательством занимались в основном
    женщины и дети. Они проходили значительные расстояния в поисках пищи. На стоян ках древнейших людей археологи нашли костные останки убитых кабанов, быков, носорогов и других крупных животных. Люди охотились на животных, используя разные приемы охоты, например, загоняли их в естественные ловушки. Такой ловушкой мог быть болотистый овраг с крутыми склонами или обрывистый утес . Охота требовала умения действовать коллективно, использовать орудия. Она развивала наблюдательность, ум. Скопление костей и камней археологи находят там, где располагались стоянки людей. Место для стоянки выбирали поблизости от воды — реки или озера. На таких стоянках древние люди жили группами. Такое сообщество ученые назвали праобщиной. Это было уже не стадо, но еще и не человеческий коллектив. Благодаря жизни сообща люди могли сохранять накопленные знания и умения. Старшие передавали свой опыт молодому поколению. Взаимное общение способствовало развитию звуковой речи и мышления- признаков, отличающих человека от животных.

    Человек не сразу научился добывать огонь. Скорее всего, вначале огонь переносили к стоянке с лесных пожарищ или с мест извержения вулканов. Огонь постоянно поддерживали, дежуря около него днем и ночью. При переходе на другое место переносили тлеющие угли. Люди заметили , что ветер может раздуть огонь, что костер разгорается, когда подбрасываешь топливо. Так постепенно накапливался опыт, позволивший человеку совершить переход от пользования огнем к его добыванию. Неизвестно, когда люди начали искусственно добывать огонь. Самый древний способ его получения — это трение одного сухого куска дерева о другой. Более эффективный путь — высекание искр при ударе одного камня о другой, в результате чего от искр воспламеняются сухая трава, мох. Затем появились простейшие устройства. Добывание огня требовало сноровки. Огонь стали использовать для обогрева жилища и приготовления пищи. Люди заметили, что дикие животные боятся огня, поэтому с его помощью стали защищаться от хищников и применять его во время охоты.

    Люди научились шить одежду из меха. Они изобрели костяные иглы, которыми сшивали шкуры лис, песцов, волков и других зверей.
    Жители восточноевропейских равнин строили дома из костей мамонта. Фундамент такого дома складывали из черепов огромных животных, поверх штабелями укладывались крупные кости. Два бивня, воткнутые в черепа, образовывали арку над входом.

    Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди 

    3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

    Первые орудия труда

    4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»?

    Родовая община. Кроманьонцы жили родовыми общинами. В отличие от первобытного стада родовая община — более устойчивый коллектив. Все люди, составлявшие ее, были близкими и дальними родственниками — сородичами. Они считали, что происходят от одного предка — человека, животного или растения. Поэтому род носил имя своего первопредка — орла, медведя, мамонта и т. д. Мужчины сообща охотились, ловили рыбу, изготавливали оружие и орудия труда. Ученые-археологи насчитали свыше ста видов каменных орудий у кроманьонцев.

    Женщины занимались собирательством, шили одежду из шкур, готовили пищу, растили детей. Женщина-мать пользовалась большим уважением. Древние люди считали женщину прародительницей и хранительницей домашнего очага.

    В каждом роде насчитывалось по нескольку десятков человек. У них были общими жилище, запасы еды и домашний очаг. Община управлялась одним из членов рода — вождем (предводителем, старейшиной). Это был самый опытный и уважаемый сородич, хорошо знавший повадки животных, свойства растений и правила поведения, помогающие выжить в тех условиях. Старейшина следил за справедливым распределением продуктов, одежды и места в жилище. Воспитание детей в родовой общине было суровым. Дети должны были знать обычаи рода и помогать взрослым. Когда мальчики подрастали, они проходили через специальные испытания. После этого они считались взрослыми мужчинами-охотниками. Самым сложным и трудным было молчать под градом ударов или провести одному несколько дней и ночей в глухом лесу. И только тот, кто выдерживал эти испытания, становился равноправным, взрослым мужчиной рода. Девочки также проходили через испытания, правда, не столь суровые. Опытные женщины обучали испытуемых ведению домашнего хозяйства и правилам поведения в коллективе. Таким образом, род, или родовая община, — это группа родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя и сообща пользующихся результатами своего труда. Только сообща и благодаря совместному труду люди могли выжить в условиях холодного и сурового климата.

    5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?

    Археологи прослеживают значительный прогресс с периода позднего этапа древнекаменного века, когда распространилось одомашнивание животных. Приручив овцу и козу, человек стал употреблять молочные продукты, понемногу использовать шерсть животных. Сначала это было исключением. Кроманьонцы изобрели лук и стрелы. В этот период появились земледелие и скотоводство в тёплой зоне лесо-степи.

    Жители лесов стали применять новые орудия для охоты из засады на больших расстояниях: метательные копья, дубинки-бумеранги и лук со стрелами. Охотники начали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе: собаки выслеживали животных, а люди убивали их и делились добычей со своими помощниками. Жители побережий морей и больших рек улучшали изобретенные лодки, крючки, придумывали рыбные сети, ловушки и специальные копья-гарпуны на морских зверей. Там, где не было в достатке ни зверей, ни рыбы, люди стали внимательнее собирать растения со съедобными корнями, плодами или семенами.

    ← Предыдущее       Следующее →

    История Древнего мира. 5 класс. Учебник. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.

    ГДЗ. Ответы к заданиям, решебники. История 5 класс

    Понравилось? Оцени!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *