Перейти к содержимому

Глагол

    Упражнение 73, с. 34

    73. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

      гл.
    Тают сугробы.
       гл.
    Утихли метели.
    В садовую рощу
                   гл.
    Грачи прилетели.
        гл.
    Строят там гнёзда,
                     гл.
    Задорно кричат:
    — Вот колыбели
    Для наших грачат.

    Л. Кузьмин

    • Найдите слова, которые обозначают действия предметов. Укажите, какой частью речи являются эти слова.

    Упражнение 74, с. 34

    74. Прочитайте. Соедините линией каждый вопрос с тем глаголом, который отвечает на этот вопрос.

    (что делать?)  играть
    (что делает?) ↔ живёт
    (что делают?) ↔ летят
    (что делали?) ↔ читали
    (что сделать?) ↔ нарисовать
    (что сделает?) ↔ напишет
    (что сделают?) ↔ построят
    (что сделали?) ↔ расцвели

    • Составьте предложение с любым глаголом. Запишите предложение.

    Расцвели красивые розы.

    Упражнение 75, с. 35

    75. Прочитайте. Соедините линиями синонимы и антонимы в каждой группе глаголов. Обозначьте в словах ударение.

    синонимы антонимы
    прости́ть ⇒ извини́ть
    алéть ⇒ краснéть
    вращáть ⇒ вертéть
    сочиня́ть ⇒ писáть
    идти́ ⇒ ходи́ть
    бежáть ⇒ мчáться
    покупáть ⇒ продавáть
    молчáть ⇒ кричáть
    забы́тьвспóмнить
    чернéть ⇒ белéть
    брать ⇒ отдавáть
    брани́ть ⇒ хвали́ть
    • Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
    • Подготовьтесь объяснить написание выделенных орфограмм.

    Безударные гласные: алеть (áлый), краснеть (крáсный), вертеть (вéртит), писать (пи́шет), ходить (хóдит), бежать (бег), продавать (продáжа), молчать (мóлча), кричать (крик), белеть (бéлый), отдавать (отдáча), хвалить (хвáлят).
    Сочетания ча-ща: вращать, мчаться.
    Звонкие и глухие согласные в корне: идти (идёт).

    Упражнение 76, с. 35

    76. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово — глагол, отвечающий на вопрос что делать?

    Корм/корм/ить, звон/звон/ить, вред/вред/ить, сор/сор/ить, боль — бол/еть, сторож/сторож/ить, свет/свет/ить, воз/воз/ить, соль — сол/ить.

    • Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните в корнях глаголов буквы, написание которых надо проверять.

    Упражнение 77, с. 36

    77. Прочитайте. Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу глаголы.

    Хмурый день

    Тучи по небу бежали,
    Тучи солнышку мешали.
    Рос грибок,
    И цвёл цветок,
    И с цветком играл щенок,
    И сидела около
    Чья-то кукла Фёкла.

    Л. Мезинов

    кукла фёкла

    • Придумайте к стихотворению название и запишите его. Нарисуйте к стихам иллюстрацию.
    • А что было дальше? Устно составьте продолжение текста.

    Косточку щенок нашёл,
    А из тучки дождь пошёл.
    Маленькая Фёкла
    Очень сильно мокла.
    В зубы взял её щенок,
    Быстро к дому поволок.
    И теперь она сухая
    За столом сидит, зевая.

    Упражнение 78, с. 36

    78. Прочитайте.

    1. Не торопись отвечать, торопись слушать.
    2. Не спеши языком, спеши делом.
    3. Играй, играй, да дело знай.

    • Выпишите из пословиц глаголы, которые отвечают на вопрос что делай?

    Не торопись, торопись, не спеши, спеши, играй, играй, знай.

    Упражнение 79, с. 37

    79. Измените глаголы по вопросам.

                          ед.ч.  ед.ч.   ед.ч.
    (Что делает?) Поёт, идёт, кричит.
                          мн.ч.  мн.ч.   мн.ч.
    (Что делают?) Поют, идут, кричат.
                         ед.ч. ед.ч. ед.ч.
    (Что делаю?) Пою, иду, кричу.
                           мн.ч.  мн.ч.  мн.ч.
    (Что делаем?) Поём, идём, кричим.

    • Над глаголами укажите число.

    Упражнение 80, с. 37

    80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадки к загадкам.

    1. Живёт — лежит, умрёт — побежит. (Снег)
    2. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и растёт. (Дождь, земля, трава)
    3. Зимой молчат, весной журчат, жителей лесных водой напоят. (Ручьи)

    • Выпишите четыре глагола в единственном числе, а рядом запишите эти же глаголы во множественном числе.

    Растёт — растут, живёт — живут, льёт — льют, пьёт — пьют.

    Упражнение 81, с. 38

    81. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не.

    Ножик, вилку или ложку
    Не держите в кулаке.
    Не кормите тут же кошку:
    Плошка кошки — в уголке.
    Хлеб в солонку не макайте
    И друг дружку не толкайте.

    Е. Благинина

    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Устно составьте предложения на тему «Как не нужно вести себя за столом».

    За столом не следует держать в кулаке вилку, ложку или нож. Нельзя кормить кошку со стола. Не нужно макать в солонку продукты питания. Нельзя толкать друг друга.

    Упражнение 82, с. 38

    82. Прочитайте. Впишите в каждое предложение пропущенное подлежащее.

    Корова мычит. Воробей чирикает. Собака лает. Ворона каркает. Муравей работает. Грузовик шумит.

    Упражнение 83, с. 39

    83. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему стихотворения.

    Ходит-бродит
    в облаках
    гром
    в огромных
    сапогах.
    Громыхнёт и —
    притаится
    Огнехвостая лисица
    вспыхнет,
    полыхнёт хвостом!

    С. Козлов

    Упражнение 84, с. 39

    84. Прочитайте. На какую тему можно составить рассказ, употребив в нём данные глаголы? Составьте такой рассказ.

    Появилась, загромыхал, пронёсся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул, спрятались.

    • Запишите заголовок и составленный текст.

    Лесная гроза

    На хмуром небе появилась туча. Загромыхал гром. Пронёсся грохот над лесом. Закачались деревья, упали листья. Сверкнула молния. Ударил гром, хлынул ливень. Спрятались лесные жители в своих домиках.

    Упражнение 85, с. 40

    85. Прочитайте. Запишите данные глаголы в других формах по образцу.

    Что делать? Что делает? Что делал?
    кричáть
    звони́ть
    смеши́ть
    пищáть
    кричи́т
    звони́т
    смеши́т
    пищи́т
    кричáл
    звони́л
    смеши́л
    пищáл
    • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Обозначьте в словах ударение.

    Упражнение 86, с. 40

    86. Прочитайте скороговорку Л. Сухина.

                                сущ.
    С носа на нос переносица
             гл.
    не переносится…

    • Какие слова произносятся одинаково? Укажите над этими словами, какими частями речи они являются.

    Слова «переносица» и «переносится» произносятся одинаково.

    Упражнение 87, с. 40

    87. Прочитайте начало пословиц и варианты их продолжения. Запишите пословицы правильно.

    1. Любишь кататься — люби и саночки возить.
    2. Лес рубят — щепки летят.

    Упражнение 88, с. 41

    88. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

    Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

    Упражнение 89, с. 41

    89. Прочитайте стихи Н. Разговорова.

    Это что за ералаш?

    Самосвал ⇒ привёз песок.
    Снеговик ⇒ на солнце тает.
    Светофор ⇒ горит без дыма.
    Пастушок ⇒ дудит в рожок.
    Шахматист ⇒ наморщил лоб.
    Паучок ⇒ залез на сноп.
    Рыболов ⇒ поймал налима.
    Рыжий кот ⇒ в углу мяучит.
    Ученик ⇒ уроки учит.
    Фокстерьер ⇒ на кошку лает.

    • Почему вы улыбнулись? Может ли быть такое в жизни? Соедините линиями части предложений так, чтобы они соответствовали тому, что бывает в жизни.
    • Какое предложение может быть заголовком к этому стихотворению. Запишите заголовок.
    • Подчеркните в предложениях глаголы, которые отвечают на вопрос что сделал?

    Ответы по русскому языку. 2 класс

    5/5 - (1 голос)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *