1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.
Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.
То, что обозначает слово, является его лексическим значением.
Лексическое значение слова берёза — лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Однозначные слова — слова, у которых есть только одно лексическое значение: ландыш, берёза.
Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значений: звезда, язык, и́глы.
У многозначного слова может быть прямое и переносное значение.
Прямое значение прямо указывает на предмет (признак, действие): дождевое облако, золотая цепочка, тяжёлая сумка, стол стоит, костёр горит.
Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству: облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.
В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.
В языке есть слова, противоположные по значению: большой — маленький, плакать — смеяться, день — ночь. Такие слова называются антонимами.
В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами.
Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».
В русском языке есть слова, которые сейчас мы не используем в своей речи. Он употреблялись только в прошлом. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, – устаревшие. Раньше шея называлась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛАНИТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РАМЕНА, правая рука – ДЕСНИЦА, левая рука – ШУЙЦА. Сейчас слова ВЫЯ, ЛАНИТЫ, ДЕСНИЦА, ШУЙЦА вышли из активного употребления и живут только в исторических книгах, в фольклорных произведениях.
С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами. Неологизм – это не просто новое слово, а очень «свежее», совсем недавно появившееся слово:
вай-фай
ксерокс
рейтинг
слоган
2. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие — переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.
Серые тучи — серый день.
Серебристый ландыш — серебристый звон.
Серые тучи — прямое значение.
Серый день — переносное значение.
Серебристый ландыш — прямое значение
Серебристый звон — переносное значение.
Небо заволокли серые тучи.
Стол украшал маленький букетик серебристых ландышей.
3. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.
Ходят белые барашки по горам,
Словно пенные барашки по волнам.
Омонимы:
Барашки1 — молодые бараны.
Барашки2 — небольшие белые пенистые волны.
4. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.
сущ. числит. числит.
Четвёрка, четыре, четвёртый.
сущ. гл. прил. прил.
Сон, спать, сонный, сонливый.
5. Подберите к одному из этих слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.
Сахар, осина, трактор, ветер.
Сахар/ — сахар/ный, сахар/ница.
Осин/а — осин/овый, под/осин/овик.
Трактор/ — трактор/ист, трактор/ный.
Ветер/ — ветр/еный, ветер/ок.
6. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в них орфограммы.
Безударный гласный в корне.
Проверяемые орфограммы: вода — в’дный, река — рéки, морской — мóре.
Непроверяемые орфограммы: заря, морковь, горох.
7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1).
чайка [чáйка] — 2 слога.
[ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
[á] — гласн., ударн.
[й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
[к] — согл., глух. парн., мягк. парн.
[а] — гласн., безуд.
5 зв., 5 б.
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.