Перейти к содержимому

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71

    1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.

    Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.

    То, что обозначает слово, является его лексическим значением.
    Лексическое значение слова берёза — лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

    Однозначные слова — слова, у которых есть только одно лексическое значение: ландыш, берёза.
    Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значений: звезда, язык, и́глы.

    У многозначного слова может быть прямое и переносное значение

    Прямое значение прямо указывает на предмет (признак, действие): дождевое облако, золотая цепочка, тяжёлая сумка, стол стоит, костёр горит.
    Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству: облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.

    В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.

    В языке есть слова, противоположные по значению: большой — маленький, плакать — смеяться, день — ночь. Такие слова называются антонимами.

    В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами.
    Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».

    В рус­ском языке есть слова, ко­то­рые сей­час мы не ис­поль­зу­ем в своей речи. Он упо­треб­ля­лись толь­ко в про­шлом. Слова, вы­шед­шие из ак­тив­но­го по­все­днев­но­го упо­треб­ле­ния, – уста­рев­шие. Рань­ше шея на­зы­ва­лась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛА­НИ­ТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РА­МЕ­НА, пра­вая рука – ДЕС­НИ­ЦА, левая рука – ШУЙЦА. Сей­час слова ВЫЯ, ЛА­НИ­ТЫ, ДЕС­НИ­ЦА, ШУЙЦА вышли из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния и живут толь­ко в ис­то­ри­че­ских кни­гах, в фольк­лор­ных про­из­ве­де­ни­ях.

    С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют нео­ло­гиз­ма­ми. Нео­ло­гизм – это не про­сто новое слово, а очень «све­жее», со­всем недав­но по­явив­ше­е­ся слово:
    вай-фай
    ксерокс
    рейтинг
    слоган

    2. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие — переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.

    Серые тучи — серый день.
    Серебристый ландыш — серебристый звон.

    Серые тучи — прямое значение.
    Серый день — переносное значение.
    Серебристый ландыш — прямое значение
    Серебристый звон — переносное значение.

    Небо заволокли серые тучи.
    Стол украшал маленький букетик серебристых ландышей.

    3. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.

    Ходят белые барашки по горам,
    Словно пенные барашки по волнам.

    Омонимы:
    Барашки1 — молодые бараны.
    Барашки2 — небольшие белые пенистые волны.

    4. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.

     сущ.       числит.   числит.
    Четвёрка, четыре, четвёртый.
    сущ.  гл.      прил.    прил.
    Сон, спать, сонный, сонливый.

    5. Подберите к одному из этих слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.

    Сахар, осина, трактор, ветер.

    Сахар/сахар/ный, сахар/ница.
    Осин/а — осин/овый, под/осин/овик.
    Трактор/трактор/ист, трактор/ный.
    Ветер/ветр/еный, ветер/ок.

    6. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в них орфограммы.

    Безударный гласный в корне.
    Проверяемые орфограммы: вода — в’дный, река — рéки, морской — мóре.
    Непроверяемые орфограммы: заря, морковь, горох.

    7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1).

    чайка [чáйка] — 2 слога.
    [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
    [á] — гласн., ударн.
    [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
    [к] — согл., глух. парн., мягк. парн.
    [а] — гласн., безуд.
    5 зв., 5 б.

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

    Ответы по русскому языку. 3 класс

    4.9/5 - (72 голоса)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *