1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.
Урок-конференция
«Что мы узнали о словах русского языка»
Тема «Синонимы и антонимы»
Русский литературный язык насчитывает большое количество синонимов. Синонимами называются слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению, например: интересный — увлекательный, занимательный (рассказ); бояться — робеть, ужасаться; темнота — потёмки, тьма.
Умелое использование синонимов делает нашу речь более разнообразной, точной и выразительной.
Ярким выразительным средством языке выступают антонимы — слова, противоположные по значению, например: мрак — свет, громкий — тихий, любить — ненавидеть и т. п.
Антонимы служат для более наглядного сопоставления, сравнения контрастных понятий.
Существуют словари синонимов и антонимов. Откройте их. С помощью словарей назовите и запишите синонимы и антонимы слова храбрость, слова вежливость, слова быстро.
Тема «Фразеологизмы»
Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. Такие устойчивые выражения называются фразеологизмами.
Продолжите стихотворение:
У маленького Паши
Ботинки просят…
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых…
Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги в…
Отгадайте фразеологизм по рисунку. Запишите их. Запишите значение фразеологизмов.
Сесть в лужу — попасть в неприятную ситуацию.
Жить как кошка с собакой — ссориться, ругаться.
Лить крокодильи слёзы — сильно плакать.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
2. Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.
Лесник, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.
- Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.
Лес/ник, крас/н/ый, лес/н/ой, полос/к/а.
3. Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.
Ключ (4 б., 4 зв.), вьюга (5 б., 5 зв.), съезд (5 б., 5 зв.), мяч (3 б., 3 зв.).
4. Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.
Разделительный мягкий знак (ь)
Раздельный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.
В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук:
семья — семь[й’á], колье — коль[й’э́],
ружьё — ружь[й’ó], вьюнок — вь[й’у]нóк,
соловьи — соловь[й’и], судья — судь[й’á].
Раздельный мягкий знак (ь) — это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.
Раздельный мягкий знак (ь), как и мягкий знак — показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
5. Прочитайте.
н. гл. числ. сущ. мест. гл. сущ.
Ночью пришёл первый заморозок3. Он надышал3 холодом
пр. сущ. пр. сущ. с. мест. гл. гл. прил.
на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым3
сущ. сущ. гл. пр. сущ.
инеем крыши, захрустел под ногами.
К. Паустовский
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
Заморозок3 — сущ. (что). Н. ф. — заморозок. Неодуш., нариц., м. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж.
Надышал3 — гл. (что сделал?). Н. ф. — надышать. В прош. вр., в ед. ч., в м. р., в 3-м л. Сказ.
Зернистым3 — прил. (каким?). Н. ф. — зернистый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.
← Предыдущее | Следующее → |
Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Спасибо за содержательную интересную работу.