Перейти к содержимому

Канакина. 4 класс. Учебник №1, Проверь себя с. 78

    1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

    Урок-конференция
    «Что мы узнали о словах русского языка»

    Тема «Синонимы и антонимы»

    Русский литературный язык насчитывает большое количество синонимов. Синонимами называются слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению, например: интересный — увлекательный, занимательный (рассказ); бояться — робеть, ужасаться; темнота — потёмки, тьма.

    Умелое использование синонимов делает нашу речь более разнообразной, точной и выразительной.

    Ярким выразительным средством языке выступают антонимы — слова, противоположные по значению, например: мрак — свет, громкий — тихий, любить — ненавидеть и т. п.

    Антонимы служат для более наглядного сопоставления, сравнения контрастных понятий. 

    Существуют словари синонимов и антонимов. Откройте их. С помощью словарей назовите и запишите синонимы и антонимы слова храбрость, слова вежливость, слова быстро.

    Тема «Фразеологизмы»

    Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. Такие устойчивые выражения называются фразеологизмами.

    Продолжите стихотворение:

    У маленького Паши
    Ботинки просят…

    Дружнее этих двух ребят
    На свете не найдёшь.
    О них обычно говорят:
    Водой …

    Ежата – детки хоть куда!
    И что же тут дивиться?
    Ведь мама держит их всегда
    В ежовых…

    Как много принято у змей,
    Кусают за ногу гадюки.
    А потому при встрече с ней
    Берите, дети, ноги в…

    Отгадайте фразеологизм по рисунку. Запишите их. Запишите значение фразеологизмов.

    сесть в лужу

    Сесть в лужу — попасть в неприятную ситуацию.

    жить как кошка с собакой

    Жить как кошка с собакой — ссориться, ругаться.

    лить крокодильи слезы

    Лить крокодильи слёзы — сильно плакать.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников 

    2. Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.

    упр. 183 с. 97 - 1б

    Лесник, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

    • Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.

    Лес/ник, крас/н/ый, лес/н/ой, полос/к/а.

    3. Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

    Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.

    Ключ (4 б., 4 зв.), вьюга (5 б., 5 зв.), съезд (5 б., 5 зв.), мяч (3 б., 3 зв.).

    4. Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

    Разделительный мягкий знак (ь)

    Раздельный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

    В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

    семья — семь[й’á], колье — коль[й’э́],
    ружьё — ружь[й’ó], вьюнок — вь[й’у]нóк,
    соловьи — соловь[й’и], судья — судь[й’á].

    Раздельный мягкий знак (ь) — это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют. 

    Раздельный мягкий знак (ь), как и мягкий знак — показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

    5. Прочитайте.

       н.          гл.      числ.       сущ.     мест.    гл.         сущ.
    Ночью пришёл первый заморозок3. Он надышал3 холодом
    пр.  сущ.   пр. сущ.  с. мест.    гл.          гл.         прил.
    на  стёкла  в  доме,  и  они запотели, посыпал зернистым3
    сущ.     сущ.         гл.       пр.   сущ.
    инеем крыши, захрустел под ногами.

    К. Паустовский

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
    • Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

    Заморозок3 — сущ. (что). Н. ф. — заморозок. Неодуш., нариц., м. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж. 

    Надышал3 — гл. (что сделал?). Н. ф. — надышать. В прош. вр., в ед. ч., в м. р., в 3-м л. Сказ.

    Зернистым3 — прил. (каким?). Н. ф. —  зернистый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.

    ← Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

    Ответы по русскому языку. 4 класс

    4.2/5 - (331 голос)

    1 комментарий для “Канакина. 4 класс. Учебник №1, Проверь себя с. 78”

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *