Перейти к содержимому

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 148, с. 71 — 72

    148. Сжатое изложение. Прочитайте и озаглавые текст. Сформулируйте его основную мысль. Какое диалектное слово заинтересовало мичмана? Выделите в каждой части основные факты и действия. Сжато (в 4—5 предложениях) изложите текст.

    По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава.5 Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

    Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

    — Замолаживает…

    — То есть как «замолаживает»? — мичман* смотрит недоуменно.

    — Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик. — К теплу.

    Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

    «Замолаживать» — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

    Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку.4 Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. 

    (По М. Булатову и В. Порудоминскому)


    Комментариий. В сжатом изложении должно остаться самое важное, то главное, без чего текст потеряет смысл. Для сжатия текста мы можем обобщить, например, ряд одно­родных членов, заменив его обобщающим словом, обобщить при­даточные предложения, заменить сложное предложение простым. Можем исключить подробности, повторы, синонимы, некото­рые предложения, оставив, разумеется, ключевые слова. Можем упростить, к примеру, предложения с прямой речью или диалог, заменив предложением с косвенной речью. Можем объединить несколько предложений в одно. Таким образом, мы используем синтаксическую синонимию, позволяющую нам изложить те же мысли, но по-другому, напри­мер более кратко, лаконично. С помощью замены, исключения, слияния, опираясь на ключевые слова, мы можем сократить текст до необходимых размеров. При сжатии текста мы, однако, дол­жны сохранить основную мысль как текста в целом, так и каждого абзаца (микротемы), если у нас нет цели выборочного изложения.

    Основная мысль текста — случай может перевернуть судьбу, надо только уметь вглядываться, вслушиваться в жизнь. 

    Варианты заглавия текста: «Главный день в жизни», «Реше­ние, перевернувшее жизнь», «Как начинался толковый словарь».

    В тексте можно выделить четыре основные части: первый абзац, второй абзац вместе с диалогом, следующие два абзаца, последний абзац.

    «Замолаживать» — диалектное слово, которое заинтересовало мичмана.

    Основные факты и действия:

    первая часть — молодой мичман едет по снежной дороге;

    вторая часть — ямщик произносит незнакомое мичману слово, объясняет его значение;

    третья часть — мичман записывает заинтересовавшее его слово;

    четвёртая часть — это событие послужило началом работы В.И. Даля по составлению «Толкового словаря живого ве­ликорусского языка».


    Сжатое изложение:

    Как начинался толковый словарь

    По серому насту в санях едет молодой мичман, замерзая от холода.

    Ямщик тычет в небо, щурит глаз, басит, утешая: «Замолаживает, то есть пасмурнеет».

    Мичман записывает в блокнот заинтересовавшее его слово.

    Это событие стало главным в жизни мичмана и послужило началом работы В. И. Даля по составлению «Толкового словаря живого ве­ликорусского языка».

    Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава.5 

    (повеств., невоскл., в конце ставится точка, осложнено однородными сказуемыми, которые разделены запятыми)

    Ладыженская 6.1, упр. 148, с. 72

    Предыдущее Следующее →

    Ответы по русскому языку. 6 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

    Ответы по русскому языку. 6 класс

    3.2/5 - (1001 голос)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *