Ответы к стр. 112 — 115
- Прочитай текст.
М. Твен
Том украдкой посещает родной дом
I. Через несколько минут Том уже шагал по отмели, направляясь к иллинойсскому берегу. Он прошёл полдороги, и лишь тогда вода дошла ему до пояса; дальше нельзя было идти вброд, потому что мешало течение. До противоположного берега оставалась всего какая-нибудь сотня ярдов, и Том, не задумываясь, пустился вплавь. Он плыл против течения, забирая наискосок, но его сносило вниз гораздо быстрее, чем он ожидал. Всё-таки в конце концов он приблизился к берегу, поплыл вдоль него, отыскал подходящее низкое место и вылез из воды. II. Ощупав карман куртки, он убедился, что кора не пропала, и пошёл дальше по прибрежному лесу. С его одежды потоками сбегала вода. Ещё не было десяти часов, когда он вышел из леса на открытое место — против самого города — и увидел, что у высокого берега, в тени деревьев, стоит пароходик. Всё было тихо под мерцавшими звёздами. III. Том неслышно спустился с кручи, напряжённо глядя по сторонам, соскользнул в воду, проплыл несколько шагов и пробрался в ялик, который привязан к корме пароходика. Он улёгся на дно, пол скамейки, и с замиранием сердца стал ждать.
IV. Вскоре ударил надтреснутый колокол, и чей-то голос скомандовал: «Отчаливай!» Через минуту нос челнока подбросило волной, которую подняли колёса пароходика, и путешествие началось. Том был счастлив своей удачей; он знал, что это последний рейс и что дальше пароходик никуда не пойдёт. V. Прошло двенадцать или пятнадцать томительно долгих минут. Колёса перестали работать. Том вылез из ялика и в темноте поплыл к берегу. Чтобы не наткнуться на случайных прохожих, он проплыл лишних полсотни ярдов и вышел на берег ниже, чем ему было нужно.
Тут он сразу же пустился бежать, выбирая самые пустынные переулки, и вскоре очутился у тёткиного забора на задворках. VI. Он перелез через забор, подкрался к флигелю и заглянул в окно гостиной, так как там горел свет. В комнате сидели тётя Полли, Сид, Мери, мать Джо Гарпера и о чём-то разговаривали. Они расположились у кровати. Кровать была между ними и дверью. VII. Том подошёл к двери и начал осторожно поднимать щеколду, затем тихонько толкнул дверь, — образовалась узкая щель; он продолжал осторожно нажимать, вздрагивая всякий раз, когда раздавался скрип; наконец, как ему показалось, перед ним раскрылась такая широкая щель, что он мог протиснуться сквозь неё на коленях; он просунул голову и осторожно пополз…
- Раздели текст на части. Подчеркни в них опорные слова. О чём самом главном говорится в каждой части? Составь план и запиши его.
1. Том отправился к иллинойсскому берегу.
2. Том идёт по прибрежному лесу.
3. Том пробирается в ялик.
4. Ударил колокол, и путешествие началось.
5. Том бежит к тёткиному дому.
6. Окно гостиной.
7. Том просунул голову в щель и осторожно пополз к кровати.
- Перескажи текст, используя опорные слова.
- Прочитай текст. Определи слова, которые рассказывают о герое. Какую главную черту характера Гулливера описывает автор? Найди подтверждение в тексте и подчеркни. Нравится ли тебе эта черта характера Гулливера?
Дж. Свифт
Издатель к читателю
…Перед отъездом из Редрифа мистер Гулливер дал мне на сохранение нижеследующую рукопись, предоставив распорядиться ею по своему усмотрению. Я три раза внимательно прочёл её. Слог оказался очень гладким и простым, я нашёл в нём только один недостаток: автор, следуя обычной манере путешественников, слишком уж обстоятелен. Всё произведение, несомненно, дышит правдой, да и как могло быть иначе, если сам автор известен был такой правдивостью, что среди его соседей в Редрифе сложилась даже поговорка, когда случалось утверждать что-нибудь: это так же верно, как если бы это сказал мистер Гулливер…
- Запиши, о каких путешествиях Гулливера идёт речь.
Путешествие в Лилипутию, в страну Великанов; путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию; путешествие в страну гуигнгнмов.
- Выскажи своё мнение о герое произведения Дж. Свифта.
Гулливер — образованный человек, путешественник, мореход, исследователь, учёный, испытатель, натуралист, конструктор и доктор. Это мужественный человек, который принимает жизнь со всеми её невзгодами и всегда ищет пути к спасению, никогда не отчаивается.
- Обратись к содержанию учебника. С какими произведениями зарубежной литературы ты познакомился? Запиши какие другие произведения ты читал.
Э. Рауд “Муфта, Полботинка и Моховая Борода”
Л. Мальмузи “Неандертальский мальчик в школе и дома”
Р. Киплинг “Книга джунглей”
Д. Родари “Приключения Чиполлино”
Э. Б. Уайт “Стюарт Литл”
Л. Е. Керн “Послушай-ка, слон…”
- Напиши отзыв на прочитанное произведение. Сначала вспомни, как писать отзыв и дополни план.
1. Укажу сведения об авторе и произведении.
2. Укажу название, определю, в чём смысл названия, что хотел автор показать с помощью данного заголовка.
3. Определю жанр произведения.
4. Назову главных героев, опишу их характеры, дам оценку их поступкам, речи.
5. Определю тему и главную мысль произведения.
6. Выделю запомнившийся эпизод и выскажу впечатление о произведении.
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Мне понравилось произведение С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс потерял нормальные человеческие размеры, став крошечным, но, перейдя в другое измерение, стал понимать язык животных и птиц. Преимущества в росте и физической силе, которыми обладал Нильс до превращения, давали ему возможность издеваться над всеми, кто меньше и слабее его. Нильс на собственной шкуре должен почувствовать, что значит быть меньше и слабее другого. Отправившись в путешествие с дикими гусями, Нильсу только предстоит стать настоящим человеком — не только вернув себе прежний физический облик, но и изменившись нравственно. Ему ещё предстоит доказать окружающим и себе самому, что он может быть другим. Смысл сказки не только в том, чтобы найти способ обратного превращения Нильса в нормального человека. Нравственная же проблема сказки — найти способ превратиться из гадкого мальчишки в достойного человека. А для этого нужно не знание магической формулы, а достойное поведение. За время путешествия Нильс научился помогать другим, не оставлять других в беде. Научился заботиться о других, прислушиваться к другим, научился дружить и любить других — Мартина, Акку, гусят, родителей.
- Подготовьте с друзьями презентацию к разделу «Зарубежная литература». Выберите тему:
√ Выставка книг по теме «Зарубежная литература»;
Любимые авторы зарубежной литературы;
Герои иностранных книг;
Любимое произведение зарубежной литературы. - Составьте план презентации.
1. Зарубежная литература. Выставка книг.
2. Портреты писателей иностранной литературы.
3. Выставка рисунков к произведениям зарубежных писателей.
4. Отзыв на любимое произведение зарубежной литературы.
Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.