Ответы к стр. 3 — 7
Проверочная работа
- Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
- Ответь на вопросы, выполни задания.
- Назови героев произведения. Запиши, кто они.
Охотник — автор произведения, его собака Трезор, старый черногрудый воробей и его детище — молодой воробей.
- Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.
Возвращаясь с охоты, автор увидел, как его собака приближалась к выпавшему из гнезда воробью, а взрослый воробей кинулся спасать своё детище, заслонив его собой.
- Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.
Автор преклоняется перед самоотверженной любовью.
- Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.
1. Случай на аллее.
2. Опасность близко.
3. Старый воробей заслонил своё детище.
4. Трезор отступил.
5. Только любовью движется жизнь.
- Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.
Молодой,с желтизной около клюва и пухом на голове, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
- Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.
Жалость, сострадание, сопереживание.
- Составь текст-описание о нём, используя слова автора.
На аллее сидел молодой воробей с желтизной около клюва и пухом на голове. Он казался совершенно неподвижным, застывшим. Воробьишка ещё не научился летать. Едва прораставшие крылышки беспомощно растопырились от страха.
- Сравни поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собою своё детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запиши их.
Собака: уменьшила, начала красться, приближалась, остановился, попятился, признал.
Воробей: сорвался, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетало, одичал, охрип, замирал, жертвовал.
- Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.
(Старый, черногрудый, взъерошенный, искажённый, отчаянный, жалкий, одичавший и охрипший, маленький, трепещущий).
Храбрый, смелый, отчаянный, решительный, самоотверженный, молниеносный.
- Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.
Воробей — главный герой произведения.
«Самоотверженный поступок», «Любовь сильнее смерти», «Отважное сердце», «Сила любви».
- Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Восхищение, благаговение, сильнейшее уважение.
- Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?
Поединок описан, как самый напряжённый момент в рассказе. Поединок, конечно, состоялся. Победителем вышел воробей. Сила любви сломила напор Трезора. Любовь одолела страх.
- Какие слова и почему повторяются дважды?
«Любовь» и «смерть». Автор заостряет наше внимание на том, что любовь сильнее всего на свете!
- Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.
«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.»
- Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.»? Запиши свои мысли.
Любовь сильнее всего на свете. Настоящая любовь всегда самоотверженна.
Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.