Перейти к содержимому

Проверочная работа, с. 3 — 7

    Ответы к стр. 3 — 7

    Проверочная работа

    • Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.

    Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
    Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
    Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
    Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
    Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    • Ответь на вопросы, выполни задания.
    • Назови героев произведения. Запиши, кто они.

    Охотник — автор произведения, его собака Трезор, старый черногрудый воробей и его детище — молодой воробей.

    • Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.

    Возвращаясь с охоты, автор увидел, как его собака приближалась к выпавшему из гнезда воробью, а взрослый воробей кинулся спасать своё детище, заслонив его собой.

    • Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.

    Автор преклоняется перед самоотверженной любовью.

    • Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.

    1. Случай на аллее.
    2. Опасность близко.
    3. Старый воробей заслонил своё детище.
    4. Трезор отступил.
    5. Только любовью движется жизнь.

    • Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.

    Молодой,с желтизной около клюва и пухом на голове, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    • Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.

    Жалость, сострадание, сопереживание.

    • Составь текст-описание о нём, используя слова автора.

    На аллее сидел молодой воробей с желтизной около клюва и пухом на голове. Он казался совершенно неподвижным, застывшим. Воробьишка ещё не научился летать. Едва прораставшие крылышки беспомощно растопырились от страха.

    • Сравни поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собою своё детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запиши их.

    Собака: уменьшила, начала красться, приближалась, остановился, попятился, признал.
    Воробей: сорвался, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетало, одичал, охрип, замирал, жертвовал.

    • Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.

    (Старый, черногрудый, взъерошенный, искажённый, отчаянный, жалкий, одичавший и охрипший, маленький, трепещущий).

    Храбрый, смелый, отчаянный, решительный, самоотверженный, молниеносный.

    • Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.

    Воробей — главный герой произведения.

    «Самоотверженный поступок», «Любовь сильнее смерти», «Отважное сердце», «Сила любви».

    • Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Восхищение, благаговение, сильнейшее уважение.

    • Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

    Поединок описан, как самый напряжённый момент в рассказе. Поединок, конечно, состоялся. Победителем вышел воробей. Сила любви сломила напор Трезора. Любовь одолела страх.

    • Какие слова и почему повторяются дважды? 

    «Любовь» и «смерть». Автор заостряет наше внимание на том, что любовь сильнее всего на свете!

    • Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.

    «Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.»

    • Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.»? Запиши свои мысли.

    Любовь сильнее всего на свете. Настоящая любовь всегда самоотверженна.

    Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

    4.5/5 - (1185 голосов)