Перейти к содержимому

Согласные звуки

    Ответы к стр. 49 — 58

    Упражнение 105, с. 49

    105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.

    лак бочка сок
    рак почка сон
    мак кочка сом
    бак точка сор
    • Что обозначает каждое из слов? Составьте и запишите предложение с одним из слов.

    Сегодня мне приснился удивительный сон.

    Упражнение 106, с. 49

    106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

    Серый волк в глухом лесу
    Встретил рыжую лису.

    С. Маршак

    • Подготовьтесь ответить на вопрос: одинаковые или разные звуки обозначены буквами «эр», «эль», «эс», «тэ»?

    Этими буквами обозначены разные звуки по твёрдости-мягкости.
    [р] — серый, рыжую, [р’] — встретил,
    [л] — волк, глухом, встретил, [л’] — (в) лесу, лису,
    [с] — (в) лесу, встретил, лису, [с’] — серый,
    [т] — встретил, [т’] — встретил.

    Упражнение 107, с. 50

    107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

    Шуршащая песня

    Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, и дождь шуршит. А там тихо-онечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат.

    А. Усачёв

    • Прочитайте текст ещё раз. Какие звуки вы слышите при чтении? Подчеркните буквы, которыми передаются эти звуки. Почему автор использовал слова с повторяющимися звуками?

    Автор использовал слова с повторяющимися звуками, чтобы передать шуршание.

    Упражнение 108, с. 50

    108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.

    [с] ⇒ оса; [с’], [г] ⇒ гусь; [г’], [р’] ⇒ гиря; [р] — роза.

    • Соедините рисунок с тем звуком, который слышится в названии предметов.
    • Запишите названия предметов. Подчеркните в них буквы, обозначающие согласные звуки.

    Оса, гуси, роза, гиря.

    Упражнение 109, с. 51

    109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

    Буквой «и краткое» обозначается согласный звук [й’]. Буквой «и» обозначается гласный звук [и].

    Слова для справок: гласный, согласный.

    Упражнение 110, с. 51

    110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.

    Незнайка, шайка, чайка, случай, тройка, майка, мойка, лайка, стройка, муравей, муравейник, чайник.

    Над морем кружилась белоснежная чайка.

    • Устно составьте предложение с любым словом.

    Упражнение 111, с. 52

    111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.

    [край’] край                [край’á] края
    [л’э́й’ка] лейка            [й’э́л’и] ели
    [трóй’ка] тройка          [й’óлка] ёлка
    [играй’ут] играют        [й’ýжный’] южный

    • Подчеркните буквы, в которых «спрятался» звук [й’]. Почему в некоторых из этих слов звуков больше, чем букв?

    В некоторых словах звуков больше, чем букв, потому что звук [й’] «прячется» в е, ё, ю, я.

    Упражнение 112, с. 52

    112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

    Сырое молоко не пей.
    Прокипяти его скорей.
    Вернувшись с улицы домой,
    Скорее руки с мылом мой.

    Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.

    • Подчеркните в словах слоги с буквой й.

    Упражнение 113, с. 52

    113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.

    Косой — заяц, косолапый — медведь, серый — волк.

    Упражнение 114, с. 53

    114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.

    С двойной согласной непременно
    пишем мы слова: антенна,
    килограмм, и грамм, и тонна,
    пассажир, шоссе, колонна,
    ссора, теннис и программа,
    группа, касса, телеграмма,
    русский, класс, суббота, ванна,
    Римма, Эмма, Инна, Анна.

    Н. Бетенькова

    Слова для справок: телеграмма, Анна, колонна.

    • Подчеркните удвоенные согласные.

    Упражнение 115, с. 53

    115. Прочитайте. Откуда эти строки?

    — Вот вам телеграмма
    От Гиппопотáма!

    К. Чуковский

    Жил человек рассеянный
    На улице Бассéйной.

    С. Маршак

    Это строки из произведений Корнея Ивановича Чуковского «Айболит» и Самуила Яковлевича Маршака «Вот какой рассеянный».

    • Обведите кружком удвоенные согласные. Подчеркните синоним к слову бегемот.
    • Составьте ответ на вопрос: кто прочитал телеграмму от больных зверей?

    Доктор Айболит прочитал телеграмму от больных зверей.

    Упражнение 116, с. 54

    116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.

    лл мм нн пп
    Ал-ла
    Эл-ла
    Рим-ма
    Эм-ма
    Ан-на
    Жан-на
    Фи-липп
    Ип-по-лит
    • Запишите слова, разделяя их для переноса чёрточкой (-).

    Упражнение 117, с. 54

    117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.

    1. Автобусы ехали по широкому шоссе.
    2. Ссора до добра не доведёт.
    3. Аппетит приходит во время еды.
    4. В лесу растёт можжевельник. Это хвойный кустарник.
    5. Римма собирала коллекцию марок.

    Слова для справок: ссора, аппетит, можжевельник, шоссе, Римма, коллекция.

    Упражнение 118, с. 55

    118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.

    о-бла-ко       скамей-ка       су-ббота
    об-лако         скаме-йка       суб-бота

    Упражнение 119, с. 55

    119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:

    а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:

    б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х

    б) только твёрдый согласный звук:

    ж, ц, ш

    в) только мягкий согласный звук:

    й, ч, щ

    Упражнение 120, с. 55

    120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый звук, который обозначен пропущенной буквой.

    дя́тел, ель, лисá, орёл, индю́к

    • Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте, где нужно, ударение.

    Упражнение 121, с. 56

    121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

    В выходной, весной как раз,
    Вол Василий вёз воз ваз.
    Налетел на старый вяз
    Вот и кончен наш рассказ.

    А. Усачёв

    • В чём сходство и различие слов вёз и воз, ваз и вяз, раз и ваз? Какими звуками они различаются?

    вёз — воз [в’ос] — [вос], ваз — вяз [вас] — [в’ас], раз — ваз [рас] — [вас]

    • Запишите ответ на вопрос: что вёз вол Василий?

    Вол Василий вёз целый воз с вазами.

    Упражнение122, с. 56

    122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.

    Лёня и Лиля леденцы делили.

    Лёня ломом колол лёд перед домом.

    В. Борисов

    • Подчеркните буквы,которыми обозначены мягкие согласные звуки. Подготовьтесь произнести эти звуки.

    Упражнение 123, с. 56

    123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:

    е, ё, ю, я, и, ь

    Упражнение 124, с. 57

    124. Прочитайте.

    Не зря прилетают зимой снегири.
    Горят на снегу они, как фонари.

    • Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

    Упражнение 125, с. 57

    125. Прочитайте.

    Рысь меньше льва.
    Медведь больше белки.

    • Вставьте в предложения пропущенные слова (больше или меньше).
    • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

    Упражнение 126, с. 57

    126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.

    Белый — чёрный, верхний — нижний.

    • Составьте и запишите предложение с одним из слов.

    Белый медведь занесён в Красную книгу России.

    Упражнение 127, с. 58

    127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.

    Здравствуй, гостья-зима!

    • Вставьте каждый произнесённый звук в квадратные скобки. Подчеркните его признаки.

    [й’]  — согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
    [г] — согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
    [з’] — согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.

    Упражнение 128, с. 58

    128. Рассмотрите рисунок. Украсьте ёлку словами-названиями игрушек. В первый столбик запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, во второй — с твёрдого согласного звука.

    мишка                        шишка
    львёнок                      зайка
    лиса                           мышка
    петушок                     поезд

    Ответы по русскому языку. 2 класс

    Понравилось? Оцени!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *