Перейти к содержимому

Устное народное творчество

    Ответы к стр. 12 — 17

    • Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.

    Владимир Даль. Пословицы русского народа,
     Заря-зарница. Русские народные сказки, песенки-потешки, загадки,
     Русские народные потешки, прибаутки,
    ∨ Радуга-дуга.

    • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Устное народное творчество». Воспользуйтесь тематическим каталогом.

    Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

    • Собери пословицы

    Какие труды, такие и плоды.
    Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
    Маленькое дело лучше большого безделья.
    Любишь кататься — люби и саночки возить.
    Терпенье и труд всё перетрут.
    С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
    Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

    • Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

    Терпенье и труд всё перетрут. Смысл: терпенье и настойчивость победят все препятствия и преграды. Говорят, когда хотят кого-то ободрить перед трудностями, напомнить, что всё случается не вдруг. Надо не отступать и не сдаваться, а продолжать упорно добиваться своего.

    • В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:

    в Интернете;
    в сборнике “Пословицы русского народа”;
    у мамы или бабушки;
    в толковом словаре (в качестве примера)

    • Прочитай русские народные песни в учебнике «Литературное чтение» на странице 18. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

    Берёза моя, берёзонька,
    Берёза моя белая,
    Берёза кудрявая!
    Стоишь ты, берёзонька,
    Посередь долинушки;
    На тебе, берёзонька,
    Листья зелёные;
    Под тобой, берёзонька,
    Трава шёлковая…

    • Прочитай стихотворение Ф.Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

    Люблю берёзу русскую,
    То светлую, то грустную,
    В белёном сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застёжками,
    С зелёными сережками.
    Люблю её нарядную,
    То ясную, кипучую,
    То грустную, плакучую.
    Люблю берёзку русскую,
    Она всегда с подружками,
    Под ветром низко клонится,
    И гнётся – но не ломится!

    • Опиши берёзу.

    Берёза белая, плакучая, кудрявая, ясная, кипучая, грустная, светлая.

    • Обсудите с другом, почему именно берёза является символом России.

    Берёза — это дерево истинно русской природы. Красота её так поражает, что люди, думая о России, представляют сразу белую берёзку.

    • Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

    Баю-баю-бай, усни, солнышко встаёт, угомон тебя возьмёт, спят усталые игрушки, баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок, спать пора, глазки закрывай, спокойной ночи, смотрит месяц ясный.

    • Попробуй сам сочинить колыбельную песенку. Не забудь про слова, которые в колыбельныхпесенках часто используются. Окончания слов должны совпадать по звучанию, рифмоваться. Колыбельные песни звучат мягко, напевно.

    Люли-люли-люленьки
    Прилетели гуленьки,
    Сели, посидели,
    Песенку пропели:
    «Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю.
    Будешь очень крепко спать —
    Станем часто прилетать».

    • Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.
      Попробуй воспользоваться Интернетом.
      В любой поисковой системе (Rambler, Yandex, Mail) набери интересующие тебя слова ПОТЕШКА, ПРИБАУТКА. Прочитай об этих произведениях устного народного творчества.

    ПОТЕШКА — небольшое стихотворение или песенка, позволяющее в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения. («Сорока-ворона»).

    ПРИБАУТКА — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему малышу («Сова — большая голова»).

    • Придумай сам потешки про щенка ЗАДИРИСТОГО, СПЯЩЕГО, ИГРИВОГО.

    Игривый щенок

    Мой щенок со мной играет,
    Звонко, радостно он лает.
    Ищет он себе друзей —
    Поиграйте с ним скорей!

    Спящий щенок

    Вот устал щенок играть —
    Важно всем нам отдыхать!
    Лёг, уткнулся носом в лапы.
    — Спи, Дружочек мой, лохматый.

    Задиристый щенок

    Мой задиристый щенок
    Завертелся, как волчок.
    Громко, радостно залаял,
    Всех играть с собой заставил.

    • Сначала подбери слова, которые помогут увидеть, например, игривого щенка.

    Игривый: Весёлый, бойкий, ищет друзей, радостно лает.
    Спящий: Устал, важно отдыхать, уткнулся в лапы, спи, Дружочек.
    Задиристый: Завертелся волчком, залаял, играть заставил.

    Вспомни, с какой целью сочиняются потешки.
    Начни потешку, например, со слов «Весёлый щенок громко косточку грызёт». Подбери к последнему слову рифму.

    Весёлый щенок громко косточку грызёт,
    Громко косточку грызёт, а котёнку не даёт.
    Ты, щеночек, не скупись
    И с друзьями поделись.

          • Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?
            Обсудите с другом, от какого слова произошло слово НЕБЫЛИЦА.

    НЕБЫЛИЦА — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого заключена несуразность.
    Мне раньше было неизвестно, что «небылицы» по-другому называют «небывальщины».
    Интересные факты помогают найти словари, справочники, Интернет.
    Слово «небылица» произошло от слова «небыль», то чего не было, не могло произойти в действительности.

    • Прочитай стихотворение Ю.Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

    Я купил на птичьем рынке говорящего кота,
    Но не знал еще, что будет с ним сплошная маета.
    Убежал мой кот из дома и явился в детский сад,
    Пел он песню «Чунга-Чанга» тридцать три часа подряд!

    Небылицы, небылицы
    Переходят все границы!
    Ну и что же? Ну и что же?
    Быль и небыль так похожи!

    В воскресенье в полвторого марсианин прилетел,
    Позвонил по телефону — познакомиться хотел.
    Я снимался в фильме и не мог пойти к нему.
    Нам, артистам знаменитым, марсиане ни к чему!

    Небылицы, небылицы
    Переходят все границы!
    Ну и что же? Ну и что же?
    Быль и небыль так похожи!

    Аппарат для сбора клюквы я недавно изобрел,
    Все мне руку пожимали и кричали: «Ты — орел!»
    Я тогда взлетел на небо и уселся на краю.
    Сочинил вам эту песню и теперь ее пою!

    Небылицы, небылицы
    Переходят все границы!
    Ну и что же? Ну и что же?
    Быль и небыль так похожи!

    Стихотворение Ю. Энтина является небылицей, потому что в нём говорится о совершенно невозможных в жизни событиях: говорящий кот, марсианин, автор взлетает на небо и садится на краю.

    Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

     

    4/5 - (6 голосов)

    1 комментарий для “Устное народное творчество”

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *